double arrow

Прана – «дыхание Абсолюта»


Прана – это санскритское слово, происходящее от «пра», что значит «сила», и глагольного корня «на», что значит «вдыхать».

В настоящее время учёными ведётся работа над раскрытием секретов жизни. Существует множество удивительных открытий о клетке «ДНК» и её функционировании. Учёные обладают информацией, которая позволяет восстановить полностью химические компоненты тела человека. Однако «нечто», благодаря чему физическая структура оживает, упущено. Любая комбинация химических элементов не позволяет учёным воспроизвести живой организм.

Процесс дыхания является неотъемлемой характеристикой каждой живой клетки. В отсутствии дыхания наступает смерть. Тайна жизни связана непостижимым образом с дыханием. На определённом этапе йог приходит к пониманию, что процесс дыхания является физическим следствием нефизической энергии, праны.

Существует разные способы перевода слова «прана»: Бог/Господь, Душа, Разум, Сила разума, Жизненная энергия, Воздушные потоки.

Эти значения отражают разные стороны этого слова. Однако первостепенное значение этого слова – Бог, или дыхание Бога. Именно это дыхание «оживило» материю. Прана является Божественным разумом мира. Именно прана отвечает за последовательное функционирование как атомарных, так и безграничных проявлений физического мира. Гармоничное движение звёзд и планет, приливов и отливов, приходов и уходов времён года, отлаженная деятельность человеческого организма – является незначительной демонстрацией действия Разума.

Санскритский синоним этого всепроникающего космического разума – сутратман. В дословном переводе это значит «нити духа» вселенной, что указывает на их всеобщую объединяющую природу. Принцип, на котором основана йога, заключается в том, что эти «нити» проходят также через нас.

Когда Разум (прана) сходит с причинного уровня на тонкий уровень, он входит в контакт с пятью объектами чувств – сначала с самым тонким – звуком, далее с осязанием, зрением, вкусом и запахом соответственно. В результате этого контакта на уровне тонкого тела прана формирует чакры и нади. Так формируется наше энергетическое тело.

Далее прана, воздействуя на первичные материальные элементы через энергетическое тело, формирует и поддерживает физическое тело. Энергетическое тело в данном случае является шаблоном, по которому формируется грубое тело. Энергетическое тело входит в непосредственный контакт с эфиром, самым тонким из элементов. Далее, косвенным образом, через эфир энергетическое поле входит в контакт с воздухом, огнём, водой и землёй. Эти пять элементов формируются в субатомные частицы, которые, соединяясь вместе, организуют атомы. На последующем этапе происходит организация в молекулы, которые организуются энергетическим телом в телесные субстанции (дхату), организовывающиеся в свою очередь в клетки, мышцы, органы и т.д.

Ваю

Когда прана входит в контакт с эфиром, происходит разделение праны в ваю, или воздушные потоки. В нашем теле существует пять основных и пять второстепенных воздушных потоков. Вместе эти десять воздушных потоков контролируют деятельность тела и ума. Тело может быть очищено и развито манипуляцией этих воздушных потоков. В действительности йоговские упражнения (асаны) организованы таким образом, чтобы воздействовать на эти воздушные энергетические потоки. Благо, получаемое от упражнений в результате растяжения и напряжения мышц, давление, оказываемое на различные гланды, второстепенно!

Краткое описание основных ваю приводится ниже:

Прана ваю:Не следует путать с общим названием жизненной силы. Прана ваю является восходящим воздушным потоком, берущим своё начало в центре анахата, находящийся в районе груди. Он контролирует дыхание, начальные стадии пищеварения, фильтрацию крови и выработку из крови половых флюидов.

Прана ваю, будучи восходящим потоком, является противоположным по отношению к апана ваю, и несёт энергию к верхним энергетическим центрам. Поэтому он ассоциируется с расширенным сознанием.

Апана ваю: нисходящий воздушный поток, берущий своё начало в центре свадхиштхана, находящийся в районе нижней части живота. Оказывая давление вниз, он является наиболее существенным в процессе рождения. Он также непосредственно связан с ощущением оргазма и отвечает за ходьбу, сидение и стояние. Тенденция апана ваю нести энергию к низшим центрам определяет этот поток как сокращающий и ограничивающий сознание. Он, однако, играет существенную роль в выведении токсинов из организма.

Самана ваю: «Сама» в переводе значит баланс, равновесие. Этот воздушный поток так назван вследствие его тенденции к установлению равновесия между двумя противоположными потоками – прана и апана ваю. Он расположен в центре манипура и отвечает за обмен веществ, огонь пищеварения (агни), и поглощение/распределение питательных веществ.

Удана ваю: Выходящий из центра вишуддха горлового района, удана ваю находится под управлением прана ваю. Можно сказать, что удана ваю является «втекающим внутрь» воздушным потоком, и поэтому вовлечён в процесс переноса праны на внутренние уровни нади. Поэтому удана ваю отвечает за сосредоточение на внутреннем, или вход «в себя».

Выход из физического тела в тонкое, который происходит во время засыпания и смерти, является результатом деятельности удана ваю. Аналогичное действие происходит, когда продвинутый йог овладевает астральным проецированием. Удана ваю до некоторой степени вовлечен в процесс речи, глотание пищи и баланс.

Вйана ваю: Этот поток может быть описан как «выходящий наружу». Он прямо противоположен удана ваю, и если последний отвечает за внутреннюю сосредоточенность, то вйана ваю за экстроверсию (внешнюю сосредоточенность). Отвечая за кровообращение, он распространяется по всему физическому телу. Однако он берёт своё начало в районе муладхара, где на него оказывает влияние апана ваю.

Вйана ваю отвечает за вывод веществ из организма. Если апана ваю вовлечён в сбор половых флюидов и различного рода выделений, то за конечное выведение отвечает вйана ваю.

Вйана ваю имеет второстепенные центры в районах сердца и головы. Они регулируют уровень нечистот в системе тела. Когда нечистоты организма превосходят определённый уровень, вйана очищает систему. Пять второстепенных воздушных потоков, которые также называют упа-ваю, перечисляются ниже:

Нага (змея) – отрыжка, Курма (черепаха) – открытие и закрытие глаз, Крикала (куропатка) – чихание, голод и жажда, Девадатта (Богоданное) – икание, зевание, дремота, сон, Дхананджая (удостоенный награды) – питание. Этот воздушный поток является единственным, который остаётся в теле после смерти.



Сейчас читают про: