Лицензирование импорта. В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время систему лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя). Сохранится система уведомлений в отношении товаров содержащих криптографическую составляющую.
Субсидии. Обязательства России в ВТО являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России невелика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.
Особые экономические зоны. Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством.
Промсборка. Переходный период, в течение которого сохраняются противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным для ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точек зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.
Охрана прав интеллектуальной собственности. В ходе переговорного процесса по присоединению РФ к ВТО, постепенно принимались нормативные акты, которые приводили законодательство в соответствии с нормами ВТО, совершенствуя его. В результате действующее российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности. Обязательства в рамках ВТО лишь подтверждают это.
Ценообразование на энергоносители после присоединения России к ВТО д олжно обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа на основании коммерческих соображений. Эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых РФ сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи страны. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.
Санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование. О беспечивается соответствие указанных мер правилам ВТО. Применяемые РФ санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры будут основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска. Сохранится право применять более жесткие требования по сравнению с международными, если того требует уровень защиты, установленный в стране. Россия будет активно участвовать в деятельности международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций. Импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных. В части технического регулирования РФ будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Оно будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности РФ.
Транспарентность. Нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. При разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как они принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.
Обязательства по поддержке сельского хозяйства. Отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО: присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Разрешенный уровень поддержки будет сокращаться, а с 2018 года – будет «связан» на нынешнем уровне. Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.
Таблица 7
Последствия вступления РФ в ВТО для Приволжского федерального округа, %
Отрасль | Изменение тарифа | Прирост мировой цены (улучшение доступа на мировые рынки) | Изменение объема производства | Изменение оплаты квалифицированного труда | Изменение оплаты неквалифицированного труда |
Сельское хозяйство | -17,49 | - | -0,58 | -0,37 | 0,12 |
Добыча угля | - | - | -0,66 | -1,34 | -0,86 |
Добыча нефти | - | - | -0,24 | -2,02 | -1,54 |
Добыча газа | - | - | -1,30 | -11,37 | -10,94 |
Пищевая промышленность | -15,97 | 0,50 | -1,80 | -1,63 | -1,15 |
Легкая промышленность | -25,86 | - | -4,07 | -4,25 | -3,78 |
Обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева | -18,31 | -1,75 | -1,73 | -1,24 | |
Производство нефтепродуктов | - | - | -0,28 | 0,04 | 0,53 |
Химическое и нефтехимическое производство | -39,31 | 1,50 | 1,72 | 1,87 | 2,37 |
Черная металлургия | -9,97 | 1,50 | 4,63 | 4,85 | 5,37 |
Окончание табл. 7
Отрасль | Изменение тарифа | Прирост мировой цены (улучшение доступа на мировые рынки) | Изменение объема производства | Изменение оплаты квали фицированного труда | Изменение оплаты неквалифицированного труда |
Цветная металлургия | -26,73 | 1,50 | 45,45 | 45,79 | 46,51 |
Машиностроение | -14,06 | - | -1,71 | -1,75 | -1,27 |
Производство строительных материалов | -28,94 | - | -1,04 | -0,95 | -0,46 |
Прочие отрасли промышленности | -21,29 | 0,50 | -1,63 | -1,81 | -1,33 |
Производство электроэнергии | - | - | 0,44 | 0,65 | 1,14 |
Строительство | - | - | 0,06 | 0,12 | 0,61 |
Оптовая и розничная торговля | - | - | 0,25 | 0,60 | 1,09 |
Железнодорожный транспорт | - | - | 0,61 | 0,67 | 1,17 |
Грузовой транспорт | - | - | -0,01 | 0,01 | 0,50 |
Трубопроводный транспорт | - | - | -0,26 | 0,13 | 0,63 |
Водный транспорт | - | - | -1,41 | -1,35 | -0,87 |
Воздушный транспорт | - | - | -2,10 | -2,22 | -1,74 |
Другие виды транспорта | - | - | -0,18 | -0,01 | 0,49 |
Связь | - | - | -0,74 | -0,65 | -0,16 |
Почта | - | - | -0,81 | -0,62 | -0,13 |
Финансовый сектор и страховые услуги | - | - | -0,04 | -0,02 | 0,47 |
Наука и научное обслуживание | - | - | -0,43 | -0,55 | -0,06 |
Административное управление, культура и искусство | - | 0,50 | 0,00 | -0,13 | 0,36 |
ЖКХ и другие коммунальные услуги | - | - | -0,33 | -0,14 | 0,35 |
Задание для самостоятельной работы студентов
На основании справки Минэкономразвития РФ, данных вышеприведенных таблиц и материалов государственной статистики (сайт www.gks.ru), определите области Приволжского федерального округа, которые получат наибольший
- отрицательный эффект от вступления РФ в ВТО,
- положительный эффект от вступления РФ в ВТО.