double arrow

Системные обязательства

Лицензирование импорта. В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время систему лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя). Сохранится система уведомлений в отношении товаров содержащих криптографическую составляющую.

Субсидии. Обязательства России в ВТО являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России невелика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.

Особые экономические зоны. Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством.

Промсборка. Переходный период, в течение которого сохраняются противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным для ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точек зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.

Охрана прав интеллектуальной собственности. В ходе переговорного процесса по присоединению РФ к ВТО, постепенно принимались нормативные акты, которые приводили законодательство в соответствии с нормами ВТО, совершенствуя его. В результате действующее российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности. Обязательства в рамках ВТО лишь подтверждают это.

Ценообразование на энергоносители после присоединения России к ВТО д олжно обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа на основании коммерческих соображений. Эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых РФ сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи страны. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.

Санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование. О беспечивается соответствие указанных мер правилам ВТО. Применяемые РФ санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры будут основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска. Сохранится право применять более жесткие требования по сравнению с международными, если того требует уровень защиты, установленный в стране. Россия будет активно участвовать в деятельности международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций. Импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных. В части технического регулирования РФ будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Оно будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности РФ.

Транспарентность. Нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. При разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как они принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.

Обязательства по поддержке сельского хозяйства. Отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО: присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Разрешенный уровень поддержки будет сокращаться, а с 2018 года – будет «связан» на нынешнем уровне. Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.

Таблица 7

Последствия вступления РФ в ВТО для Приволжского федерального округа, %

Отрасль Изменение тарифа Прирост мировой цены (улучшение доступа на мировые рынки) Изменение объема производства Изменение оплаты квалифицированного труда Изменение оплаты неквалифицированного труда
Сельское хозяйство -17,49 - -0,58 -0,37 0,12
Добыча угля - - -0,66 -1,34 -0,86
Добыча нефти - - -0,24 -2,02 -1,54
Добыча газа - - -1,30 -11,37 -10,94
Пищевая промышленность -15,97 0,50 -1,80 -1,63 -1,15
Легкая промышленность -25,86 - -4,07 -4,25 -3,78
Обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева -18,31   -1,75 -1,73 -1,24
Производство нефтепродуктов - - -0,28 0,04 0,53
Химическое и нефтехимическое производство -39,31 1,50 1,72 1,87 2,37
Черная металлургия -9,97 1,50 4,63 4,85 5,37

Окончание табл. 7

Отрасль Изменение тарифа Прирост мировой цены (улучшение доступа на мировые рынки) Изменение объема производства Изменение оплаты квали фицированного труда Изменение оплаты неквалифицированного труда
Цветная металлургия -26,73 1,50 45,45 45,79 46,51
Машиностроение -14,06 - -1,71 -1,75 -1,27
Производство строительных материалов -28,94 - -1,04 -0,95 -0,46
Прочие отрасли промышленности -21,29 0,50 -1,63 -1,81 -1,33
Производство электроэнергии - - 0,44 0,65 1,14
Строительство - - 0,06 0,12 0,61
Оптовая и розничная торговля - - 0,25 0,60 1,09
Железнодорожный транспорт - - 0,61 0,67 1,17
Грузовой транспорт - - -0,01 0,01 0,50
Трубопроводный транспорт - - -0,26 0,13 0,63
Водный транспорт - - -1,41 -1,35 -0,87
Воздушный транспорт - - -2,10 -2,22 -1,74
Другие виды транспорта - - -0,18 -0,01 0,49
Связь - - -0,74 -0,65 -0,16
Почта - - -0,81 -0,62 -0,13
Финансовый сектор и страховые услуги - - -0,04 -0,02 0,47
Наука и научное обслуживание - - -0,43 -0,55 -0,06
Административное управление, культура и искусство - 0,50 0,00 -0,13 0,36
ЖКХ и другие коммунальные услуги - - -0,33 -0,14 0,35

Задание для самостоятельной работы студентов

На основании справки Минэкономразвития РФ, данных вышеприведенных таблиц и материалов государственной статистики (сайт www.gks.ru), определите области Приволжского федерального округа, которые получат наибольший

- отрицательный эффект от вступления РФ в ВТО,

- положительный эффект от вступления РФ в ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: