Долг наш опасаться всего, что бывает не по Христу; хотя бы то и подлинно сладкою любовью казалось вам. Ради Христа храните сердце ваше от окрадывающего лукавого духа; он действует на таких, как вы, чрез покоряющихся ему служителей, являющихся в виде блистающего Ангела, любезными и дружескими расположениями, чтобы тем развратить неприметным образом ваше доброе сердце и уклонить всю душу от любви Божией в любовь человекоугодную. Есть души высокопарные и без смирения низко смиряющиеся о себе, незаконно движущиеся, рвущиеся и ищущие во всем воли своей, чтобы все было по воле мечтающего сердца их, так как сами они хотят разом на небо.—и оттуда стремглав низвергаются в преисподнюю; осуждая же других, с большим роптанием на доброжелательствующих им, отвергают все, что бы ни предлагали им доброе: они то во зло превращают, что явно предлагают им на пользу; все против них виноваты, а сами они кричат, рвутся, плачут, обносят и жалуются, не хотя терпеть. Прошу вас никак не быть с такими в сношении, ни пером, ни мыслью. Я и прежде побуждался в духе предостеречь вас от таковых. И вы много воспользуетесь послушанием спасительному слову, которое назидает молчаливых. Знаете сами, что терпением приобретается спасение, а не самовольством и парительными чувствами, которыми не перестает и поныне дышать приближающееся к вашему неопытному сердцу: да хранит вас святой Ангел в мирном покое тихого и благонравного смирения!
Вы сознательно скажите сами себе, что вы вступили в ограду монастырскую ради спасения души своей, а не для жертвования сердцем своим дружбе приветствующих вас не о Христе странниц. Это пагубно и очень расточительно душе, которая и невольно по влечению их может своею волею уклониться к ним и лишиться истинного покоя. Под предлогом сострадания удобно злохитрый враг действует на душу, чтобы поразить ее унынием и отлучить от Бога.
Что вам теперь тайною, то объявляю вам и ставлю на вид: не пленяйтесь теми, кои сладко говорят, умеют рассказывать свои и других бедствия, живо чувствуют и катят по лицу слезы: все это одно еще только наружное, минутное, парительное и, может быть, нехристианское. Почему? Потому что христианское чувство не порывисто, но скромно и тихо, кротко и смиренно, благопокорно и искренно в сознании своих немощей, но вместе твердо и постоянно о Христе. Истина христианская познается в безропотном долготерпении скорбей.
Прошу вас усердно внимать себе и слову Божию и тем ограждаться в скорби сердца вашего. Матерь Божия покров ваш; радуйтесь о Господе! А когда плачете, то рассуждайте и познавайте, о чем плачете, и потом скоро благодарите Бога: слава Богу о всем!
Благодарю вас, что вы мне сообщили мысль вашу: отвечать ли на сторонние письма? Прошу отвечать молчанием. Когда же вы ознакомитесь с книгами-то, научающими благочестию? Трудом и вниманием просвещается сердце. Исполняете ли вы ежедневное ваше правило и чувствуете ли от оного утешение или тягость и уклонение? О, если б не было ни одного такого дня, в который бы вы не могли прочитать: одну главу из «Алфавита», одну кафизму, одну главу из Апостола и одну из Евангелия, потом подумать о том, что читали, и поверить жизнь свою. При сем можете внимать и святому Ефрему, и святителю Димитрию, и Тихону святителю.
2 июля 1828 года