Николаю Михайловичу Савостьянову

Слава Богу о всем! Благодарю, Николай Михайлович, за дружеское сообщение мыслей,— почтенный и любезный друг мой! Мне весело было смот­реть на следы пера вашего. В них играющая мысль мне нравилась, как прекрасная бабочка, с цветочка на цветочек радостно переносивша­яся... О, мысль глубокая!!

С приятностию отвечаю вам. Мне не про­тивно это любомудрие о видимом творении, в которое сладко погружаетесь вашим добрым смыслом. Но любовь ко Христу каждого христианина побуждает и нудит искать Самого Христа, вменяя все прочее за уметы... Мета истинного христианина сущий Христос, в Нем же неизре­ченная сладость покрывает море горестей. Ныне мы в нем памятью и словом по вере правоисповедания Кафолической Православной Церкви... Святой апостол говорит: «Отчасти познаем в га­дании; узрим, когда явится во славе. Аще спостраждем Ему в страстех Его, то и спрославимся с Ним в славе Его» (см.: Кор 12,10). Долг любви к ближнему требует близкого сердца к сноше­нию и сообщение душевных искренних чувств: они очищаются Христом. Нужно блюдение от ненужных помышлений.

Взаимно прошу поминать меня в молит­вах твоих, добрый друг мой Николай Михай­лович! Грешный и непотребный раб Егор Читавши ваши строки, на некоторые я делал отзыв вашего смысла — потому-то лю­безно и обращаю вам; а вы скудость мою по­полните любовью. Ноября 14-го, 1826 года

Д. Ф. первой — прошу засвидетельство­вать мое почтение и должное сострадание в участи ее положения... Временное временем и оканчивается.

Человек, почтенный самовластием, укло­няясь от истинного света, согрешает волею в по­желаниях своих чувственных, любя соуслаждаться тем, чем покоятся животные, не имеющие в себе владычества духа, духа истинного разума. Право разумею по свидетельству Писания, что человек есть творение, лучшее всей видимой тва­ри! (Преслушанием своим прогневал Бога.) И те­перь судите: не заблуждение ли услаждаться и покоиться в худших же вещах, а не в Боге?

Не отпадение ли от Господней воли ознакомило человека с низшими вещами? Все вещи сами по себе по премудрости творческой добры есть; да и по человеческой мудрости меч — добрая вещь на поражение неприятеля, тот же меч — злая вещь на отнятие жизни ближнего. И не че­ловеческая ли воля всему причиною? — поэтому и праведный суд будет за дарованное самовлас­тие человеку, и пойдут одни в радость утешать­ся, а другие, противные воле Божией волею сво­ею,— в муку, без конца мучиться.

Останавливаться же на созерцании од­ной видимой твари и тем довольствоваться — это есть утешение младенческое, забава дет­ская. А христианину надлежит мимо всего тако­вого следовать просто вслед Христа, неослабно нести крест свой и до конца претерпевать ради совершенного возраста, ради меры исполнения Христова...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: