Слава Богу о всем! Благодарю, Николай Михайлович, за дружеское сообщение мыслей,— почтенный и любезный друг мой! Мне весело было смотреть на следы пера вашего. В них играющая мысль мне нравилась, как прекрасная бабочка, с цветочка на цветочек радостно переносившаяся... О, мысль глубокая!!
С приятностию отвечаю вам. Мне не противно это любомудрие о видимом творении, в которое сладко погружаетесь вашим добрым смыслом. Но любовь ко Христу каждого христианина побуждает и нудит искать Самого Христа, вменяя все прочее за уметы... Мета истинного христианина сущий Христос, в Нем же неизреченная сладость покрывает море горестей. Ныне мы в нем памятью и словом по вере правоисповедания Кафолической Православной Церкви... Святой апостол говорит: «Отчасти познаем в гадании; узрим, когда явится во славе. Аще спостраждем Ему в страстех Его, то и спрославимся с Ним в славе Его» (см.: Кор 12,10). Долг любви к ближнему требует близкого сердца к сношению и сообщение душевных искренних чувств: они очищаются Христом. Нужно блюдение от ненужных помышлений.
|
|
Взаимно прошу поминать меня в молитвах твоих, добрый друг мой Николай Михайлович! Грешный и непотребный раб Егор Читавши ваши строки, на некоторые я делал отзыв вашего смысла — потому-то любезно и обращаю вам; а вы скудость мою пополните любовью. Ноября 14-го, 1826 года
Д. Ф. первой — прошу засвидетельствовать мое почтение и должное сострадание в участи ее положения... Временное временем и оканчивается.
Человек, почтенный самовластием, уклоняясь от истинного света, согрешает волею в пожеланиях своих чувственных, любя соуслаждаться тем, чем покоятся животные, не имеющие в себе владычества духа, духа истинного разума. Право разумею по свидетельству Писания, что человек есть творение, лучшее всей видимой твари! (Преслушанием своим прогневал Бога.) И теперь судите: не заблуждение ли услаждаться и покоиться в худших же вещах, а не в Боге?
Не отпадение ли от Господней воли ознакомило человека с низшими вещами? Все вещи сами по себе по премудрости творческой добры есть; да и по человеческой мудрости меч — добрая вещь на поражение неприятеля, тот же меч — злая вещь на отнятие жизни ближнего. И не человеческая ли воля всему причиною? — поэтому и праведный суд будет за дарованное самовластие человеку, и пойдут одни в радость утешаться, а другие, противные воле Божией волею своею,— в муку, без конца мучиться.
Останавливаться же на созерцании одной видимой твари и тем довольствоваться — это есть утешение младенческое, забава детская. А христианину надлежит мимо всего такового следовать просто вслед Христа, неослабно нести крест свой и до конца претерпевать ради совершенного возраста, ради меры исполнения Христова...