Покатися Иеремиина слеза по ланитам моим. Увы мне, увы! доколе, доколе будет претерпевать напасти новый Иерусалим, поражаемый находящими в него пленителями! Увы: увы! идем, душа моя, на вавилонские реки, сядем там плакати. Здесь некогда израильтяне, повесив на вербах органы свои, сидели и плакали о разорении внешнего Иерусалима; нам же о внутреннем еще более надлежит проливать слез. Ах, нет! Мало этих слез нам; ступим еще поглубже, приближимся к начальному источнику сей воды покаяния: посмотрим прилежно на самого начальника нашего рода; внемлем усердно всем его движениям. Ах, мы видим, как лицо его избито от произвольных ударов покаяния; слышим вопль рыдающего сердца и произношение жалостнейших слов, коими воспоминается преслушание заповеди и лишение достоинства, которым наслаждался он в прекраснейшем всех красот блаженстве. Глаза его, потупленные в землю, были ему двумя источниками, или беспрерывно текущими реками истинного покаяния. Таким-то образом Адам оплакивал свое преступление и научал своих потомков сокрушению сердечному и покаянию! Что же чувствует душа наша, помышляя о своих грехопадениях? Чувствует ли она то, что мы несравненно более сделались преступниками пред Господом, нежели наш праотец Адам? И когда он столь ревностное и чувствительное приносит покаяние, будем ли мы правы, ежели не только каяться, подобно ему, не расположены, но и не жалеем о преступлении заповедей Божиих и охотно вновь предаемся той же страсти, которая ужасно прогневляет Божию благость! Щедр и милостив Господь (Пс 102, 8) — к боящимся Его; и гнев Его почиет на грешницех некающихся, как уверяет пророк — царь-псалмопевец! Теперь перейдем из древних веков в новоблагодатные лета и посмотрим на того, который, как пылким огнем, горел любовью ко Господу! Он горько плачет за три слова, кои неумышленно произнес под страхом! Правда; он языком произнес отречение, сказав: не знаю человека сего, то есть Иисуса Христа; но о сердце его кто судить может, кроме Самого Сердцеведца Господа? Петр был покрыт тогда смертным страхом и тем наказывался за самонадеянность, с которою уверял Господа своего, что он и на смерть идти готов с Ним и никак не оставит Его. Вот причина Петрова греха, то есть его самонадеянность. Зная сие, Господь и прежде научал Своих учеников самоотвержению (Мф 16, 24): аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. И святой Петр до самой смерти оплакивал свой грех.
|
|
Ах! оплакиваем ли мы так грехи наши? Но кто может оплакать тех, которые не только не хотят возненавидеть содеянные ими грехи, но еще жалеют о том, что по какому-либо случаю не могут вновь предаваться им, и которых душа так погружается в страсть беззаконную, что и слышать не хочет о воздержании! Увы! горе дошедшим до такого состояния душевного! Горе, горе некающимся грешникам! Их ждет мука вечная! Конец приближается: покайтеся и веруйте!
|
|
Февраля 16-го дня, 1824 года
К М.М.
Примите мою убедительную просьбу к вам. Ежели о скором нашем обращении ко Господу радуются Св. Ангелы, ежели Сам Господь стремительное дерзновение к Нему любезно приемлет от всякого кающегося и исповедающего грехи свои в то же мгновение разрешает се условием, чтобы вновь к ним не обращались: то напечатлейте сии истины на сердце вашем и с несомненною верою поспешите с искренним покаянием ко Господу. Не отлагая до другого времени, воззовите к Нему от всего сердца: Господи! Тебе открыто все сердце мое, все мысли, слова и дела мои, все грехи мои, волею и неволею, в знании и по незнанию сделанные мною, явны Тебе! Жалею и сокрушаюсь, что оскорбляла Тебя! Каюсь со всею преданностью себя в волю Твою, Господи; дай мне истинно всегда приносить Тебе в жертву сокрушенное сердце; дай ми помысел исповедания грехов моих. Прости немощи моей, и вместо многого моления и поста, удостой принять мое скорое послушание на гласе призывания Твоего: приидите ко Мне вси труждающиеися и обремененные. Господи! прибегаю и падаю к стопам Твоим, по подобию омывшей слезами ноги Твои. Не отвержи мене от лица Твоего; помилуй мя по велицей милости Твоей. Благослови, Господи, посредством служащего Тебе, Богу моему, священника принять исповедание мое и отпустить грехи мои, и сподоби достойно причаститися Святых Таин тела и крови Твоей, во освящение души моей и в жизнь вечную (поклон Господу). Возлюбленная сестра моя о Господе! Сегодня или завтра поутру, желаю вам принести исповедание духовнику и у ранней обедни да сподобит вас Всещедрый и Непостижимый в милосердии Господь Бог Иисус Христос принять Его, и да внидет Сам в сердце ваше, в душу, в чувства, в мысли и во все тело ваше! И да возрадуются все Ангелы о скором с верою приобщении вашем Господу во всякое благоустроение жизни вашей, в утверждение и укрепление сил ваших. Аминь.
Слава, честь и поклонение Единому Богу в Троице!
При сем прошу вас искренне относиться ко мне просто; я не могу соответствовать тому, чем вы меня именуете, поэтому и надеюсь более не получать от вас мне налагаемых титулов; я нимало ничем не желаю оскорбить вас, а это есть долг моего сознания. Простите меня. Святой Ангел-хранитель да сохранит вас с матушкой Ангелиной от всякого смущения! От всего сердца желаю вам обеим, в действительное утверждение и укрепление спасительной жизни, удостоиться неосужденно принять Господа Иисуса Христа. Аминь.
10-го Мая, 1824 г.
К М.М.
„Грех содеян — совесть мучит, пока покаянием не очистится. Берегись же греха, как яда змеиного, хотя во избежание угрызения совести. Все то грех есть, что делается словом, или делом, или помышлением, против святого и вечного закона Божиего и воли Его святой".
Вот что, любя нас, объясняет нам Святитель Тихон:
„Не говорящий Мне, Господи! Господи! войдет во царствие небесное: но творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесах.
Если не покаетесь, все также погибнете, Христос говорит:
Отойдите от меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, Христос скажет на страшном суде не покаявшимся грешникам: и идут сии в муку вечную, праведники же в жизнь вечную.
И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей. Как то: брани, кровопролития, трясение земли, глады, нашествия иноплеменных, междоусобные брани, болезни, немощи, скорби, печали и проч.
Приблизитесь Богу и приблизится вам, очистите руки грешники, и исправите сердца двоедушные.
|
|
Пострадайте и слезите, и плачьте: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Послание Иакова глава 4). Коль велика милость Господня, и очищение обращающимся к Нему! (Сирах, глава 17).
Не требуют здравые врача, но болящие: не пришел призвать праведников, но грешников на покаяние, Христос говорит (Матф. гл. 9). Не медли обратиться к Господу, и не отлагай день от дня (Сирах, гл. 5): потому что сие откладывание бедственно, во 1-х, потому, что многих постигает внезапная смерть; как это всякому видно! внезапно изойдет гнев Его, и во время мести погибнешь; во 2-х, потому, что Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе, но завтрашнего дня, или далее не обещает (рассуждай сие грешник!); опять же всегда велит готовым быть к исходу: и вы будьте готовы, так как в который час не думаете, Сын человеческий придет". (Лук. гл. 12).
Все это выписал я из сочинений Святителя Тихона. Пользуйтесь сим, молитесь, претерпевайте во всякой чистоте и смирении ради Господа, и меня помяните об имени Христове.
30-го Мая, 1825 г.