Ни с чем сравниться не может то премирное состояние души, когда сердце внимает слову Божию и мысли ничем не бывают встревожены...
Когда смиренномудрствующим вера подает надежду, милостию Божиею, по претерпении за христианское благочестие многих скорбей получить по смерти уготованное Царствие от сложения мира, и ум, углубляясь в благоговейное о сем размышление, начинает погружаться в бездну Божией премудрости,— тогда божественная любовь неизреченно объемлет всю душу, приветствует ее и утверждает в непоколебимом пребывании изражением сих слов: «Веруй, надейся и люби!» Да соблюдается слово Господне в сердце твоем непорочно! Слава Богу о всем! 24 марта 1829 года
Марии Петровне Колычевой
О, матушка Марья Петровна! Не припомните ли, когда и где и в каких книгах начитали или от кого слышали вы такое плотское неправое мудрование о заповеди, данной Адаму и Еве? Это я заметил из ваших строк и поскорбел из сострадательности к болезнующей душе вашей; вот что вы сказали мне в письме своем: «Что было запрещено Богом Адаму и Еве, то самое запретил лекарь N. К.». Почто вы это так разумеете? Такое мнение ужасно истинным христианам, внимающим со страхом слову Божию! Да вразумит вас святая Истина видеть правое ознаменование слова. Мне приятно привести вам на такое нечаянное ваше выражение 18-ю беседу святителя Златоуста из 1-й книги, в которой, между прочим, он произносит следующее: «Адам позна Еву, жену свою. Рассуждай, когда сие было? По преслушании, по изгнании из рая; тогда совокупление началося; до преслушания же, яко Ангелы, жили и нигде о совокуплении слова нет. Как понеже тогда телесным нуждам не подлежали, и потому с самого начала девство первенствовало. Но когда, по слабости их, ослушание пришло, грех дорогу сыскал — и девство отступило, яко от недостойных толь великой добродетели. Потом уже обычай взошел плотского смешения. Итак, рассуди, пожалуй, коликое девства достоинство, сколь высокое и великое оно есть добро, которое превосходит естество человеческое и вышней руки требует!» Вы можете и далее читать в книге бесед правое изъяснение надлежащего слова и увидите, что не от плотского смешения или совокупления умножается человеческий род, но от непостижимой силы Божия благословения. Ясно ли теперь вам, что плотское смешение не имело заповеди, но произошло после преступления и преслушания, которого могло и не быть?... Мая 15-го, 1827 года
|
|