Предмет и метод конституционного права

Предметом отрасли российского конституционного права являются конституционные отношения по поводу осуществления власти, суверенитета и свободы человека. Конституционные отношения как предмет регулирования для конституционного права - очень многогранное понятие, включающее элементы политических, экономических, социальных, управленческих отношений.

Конституционная практика и конституционная теория различают фактическую Конституцию (как реальное, действительное соотношение социальных сил в государстве) и юридическую Конституцию (как правовую форму отражения этого соотношения сил в государстве). Категория «конституционные отношения» это есть действительная, реальная, фактическая Конституция. Конституционные отношения, выступающие объективной основой юридической Конституции, являются предметом регулирования конституционного права. Эти конституционные отношения складываются объективно, независимо от норм права и возникают по поводу суверенитета, власти и свободы человека.

В юридической литературе выделяют пять существенных признаков, характеризующих конституционные отношения как предмет правового регулирования отрасли российского права.

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения, существующие независимо от права. Они носят характер надстроечных. Их объективный характер состоит в том, что они порождаются непосредственно не сознанием, а реально существующими отношениями. Вместе с тем многие конституционные отношения вне правовой формы существовать не могут, ибо законодатель всегда заинтересован и нуждается в их правовом оформлении. К примеру, избирательные отношения, в которых решаются вопросы учреждения институтов власти. Естественно, большая часть избирательных отношений вне правовой формы существовать не может, поэтому она довольно детально регламентирует данную сферу общественных отношений.

2. Субъектами конституционных отношений выступают, с одной стороны, государство и его органы, с другой — социальные группы: народ, нации, классы, граждане, политические партии и движения. Они - участники не только массовых конституционных отношений, но и индивидуальных (избирательные отношения, отношения по поводу гражданства). Практически все социальные субъекты конституционных отношений — участники правовых отношений конституционного характера.

З. Объектами конституционных отношений являются народный суверенитет, народовластие и свобода человека и гражданина. В конституционных отношениях практически решается вопрос о власти и об обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

4. Конституционные отношения - это отношения социальных сил: классов, политических и социальных групп. Соотношение социальных сил может выполнять различную роль. В одних случаях выражать только силу господствующего класса, социального слоя; в других баланс социально-политических отношений. Но всегда это соотношение социальных сил есть отражение фактического властвования, состояния прав и свобод человека в государстве и обществе.

5.Конституционные отношения - это более стабильные, прочные отношения, чем все иные, ибо сначала меняются базисные отношения, которые влекут уже потом необходимость изменения имущественных, трудовых и иных отношений. Конституционные отношения являются определяющими для всех иных общественных отношений, ибо они выражают суть конституционного строя.

Понятие «предмет отрасли конституционного права» в данном случае имеет значение для законодателя, правоприменителя и для науки. Для законодателя данная научная формула есть объективный критерий при принятии закона, рассчитанного на определенные общественные отношения. Для правоприменителя понимание - какими нормами права следует руководствоваться при решении конкретного спора. Для науки — какие общественные отношения исследовать и прежде всего через призму конституционного регулирования.

Для КП характерно сочетание двух основных методов правового регулирования: императивного и диспозитивного. Это проявляется в зависимости от характера субъектов конституционно-правовых отношений. Эти 2 метода подразделяются на след юр возможности регулирующего воздействия на общественные отношения: предписание, запрет и дозволение.

Предписание — совершение обязательных и юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрет — способ правового воздействия, содержащий запрет на совершение определенных действий или бездействий. Нарушение этих запретов неминуемо влечет весьма серьезный вид юр ответственности — уголовную ответственность.

Дозволение — способ правового воздействия, выражающий разрешение совершения определенных действий или бездействий, имеющих юр значение.

Дозволение есть диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения субъектов правоотношений определенными правами и свободами, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках определенной модели поведения.

Конституционные принципы политического, идеологического, экономического плюрализма значительно увеличивают потенциал данного метода.

В целом же конституционно-правовые методы и способы регулирования конституционных отношений основываются на властно-имущественных началах. Этот метод характерен прежде всего при закреплении основ конституционного строя, системы организации и функционирования публичной власти. Метод диспозитивного регулирования применяется реже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: