Источники конституционного права РФ

Термин «источник права» (или формы выражения права) в юридической науке имеет различный смысл: материальный и формальный (юридический). В материальном смысле - это факторы, определяющие содержание права, то есть экономические отношения жизни общества. В юридическом смысле - это особые формы выражения правовых форм, прежде всего нормативно-правовые акты, образующие систему действующего законодательства, в них получает свое выражение воля народа.

Источники конституционного права - это нормативно-правовые акты, регулирующие конституционные отношения. Источником права, в том числе и конституционного, присущи следующие качества: определенность, общеобязательность и общеизвестность. Требование определенности означает, что должны быть четко и ясно сформулированы в них права и обязанности возможных участников правоотношения. Общеобязательность есть охраняемая возможность государственного принуждения для тех, кто станет уклоняться от их предписаний. Общеизвестность предполагает особый порядок публикации нормативных актов и введение их в действие для сведения всех, кому они адресованы.

Особенностью источников конституционного права является то обстоятельство, что они имеют разную юридическую силу и находятся в своего рода иерархической подчиненности. Система источников существенно зависит и от формы государственного устройства. Влияние федеративной природы Российского государства имеет важное значение построения источников российского конституционного права.

Отличительной особенностью источников конституционного права является и то, что в их систему все чаще стали входить и нетрадиционные регуляторы, такие как правовой обычай и договор.

Новеллой для современных источников конституционного права стало признание плюрализма источников права России не только с точки зрения признания иных источников, но и различия по исходным началам - естественное право. Все настойчивее звучит утверждение: источники конституционного права образуют две основные сферы - естественное право и позитивное право.

К естественному праву относят общечеловеческие представления о свободе, справедливости, составляющие суть права. Эти представления есть мерило демократизма любой системы права. Естественное право имеет огромное значение как для законодателя, так и для правоприменителя. Следует отметить, что широкого признания среди ученых и практиков России идеи естественного права в качестве источников права пока, к сожалению, не получили. Они остаются лишь как элемент правосознания, как принцип-идея, но не как регулятор общественных отношений. Однако логика общественного развития России неумолимо приведет к признанию естественного права в качестве полноправного регулятора общественных отношений.

Система источников российского конституционного права состоит из следующих видов источников:

1) Конституция Российской Федерации 1993 г — основной ведущий источник конституционного права;

2) акты референдума;

3) Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г;

4) общепризнанные принципы и норма международного права;

5) решения органов конституционного правосудия;

6) законы РФ (о поправке к Конституции РФ, федеральные конституционные, обычные федеральные, законы субъектов РФ), конституции, уставы, республиканские, областные, краевые, городские Москвы и Санкт-Петербурга;

7) регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

8) нормативно-правовые акты главы государства и правительства. (нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и исполнительных органов власти субъектов РФ);

9) Договоры (межгосударственные — Договор о создании Союзного государства России и Беларуси от 8 декабря 1999 г, внутригосударственные — договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ);

10) конституционно-правовые обычаи;

11) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

12) правовые акта СССР и РСФСР.

Впервые об этих источниках конституционного права (п.12) было сказано в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», где отмечалось, что на территории РСФСР до принятия соответствующих,законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.

Впоследствии заключительные и переходные положения Конституции РФ 1993 г подтвердили этот принцип приемственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: