double arrow

Финансовый механизм использования денежных фондов и резервов предприятия»

Финансовый механизм- инструмент финан.политики,представляющий собой систему установленных государством форм,видов и методов организации финан.отношений.

В зависимости от степени регулирования сос стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями,в кот.непосредственно участвует государство(налоги, госуд.крелит,бюджетный процесс и др.).

Регулирующий определяет основные направления финан.отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства(организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финан.механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финан.системы:

1) Функционирование бюджет.механизма

2) Механизм функционир.финансов предприятий,учреждений организаций

3) Механизм функционир.внебюджетных фондов

4) Механизм функционирования местных финансов

5) Функционирование страхового механизма

6) Механизм функционир.финан.рынка

Для обеспечения стабильного и эффективного функционир. Финан.механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финан. Отношений. Они являются источником и регулятором финан.системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы,понять,как аккумулируются,распределяются и перераспределяются финан.ресурсы.

Оценка качества работы финан.механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества,со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ формируются в момент организации пред-приятия. Посредством этих фондов осуществляется обеспечение хозяй-ственной деятельности необходимыми денежными средствам для:

- расширенного воспроизводства;

- финансирования научно-технического прогресса;

- освоения и внедрения новой техники;

- экономического стимулирования;

- расчетов с бюджетом и банками.

УСТАВНЫЙ капитал (фонд) - основной источник собственных средств, за счет которого формируются основной и оборотный капитал. Его формирование зависит от организационно-правовой формы и регу-лируется ГК РФ. В бухгалтерском учете отражается на балансовом счете 80.

Хозяйственные товарищества и общества показывают по этой стро-ке сумму уставного (складочного) капитала, кооперативы – паевого фонда как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов). Госу-дарственные и муниципальные предприятия показывают величину ус-тавного фонда.

Величина уставного капитала предприятия изменяется в зависимо-сти от результатов его деятельности за год, что находит отражение в уч-редительных документах и в форме № 3 «Отчет об изменении капита-ла».

Увеличение уставного капитала возможно за счет:

- выпуска дополнительных акций (эмиссии);

- внесения дополнительных вкладов участниками хозяйственных товариществ;

- направления средств добавочного капитала в установленном по-рядке

Планирование прибыли хозяйствующих субъектов и факторы ее роста.

Планирование прибыли

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера прибыли.

Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета, аналитическим и смешанным.

Метод прямого счета означает, что размер плановой прибыли от реализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации товарной продукции по действующим оптовым ценам и плановой себестоимостью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыль суммируется в целом по предприятию. Для исчисления общего размера плановой прибыли необходимо к прибыли от реализации товарной продукции прибавить прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы.

Для расчета плановой суммы прибыли от реализации товарной продукции можно использовать следующую формулу:

Прп = Пн + Пт – Пк,

где:

Прп – прибыль от реализации продукции;

Пн – прибыль в товарных остатках на начало планируемого года;

Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в течение года;

Пк – прибыль в товарных остатках на конец планируемого года.

Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по каждому виду ассортимента продукции. Этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого методы является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся: объем реализации, уровень себестоимости, цены, налоговые ставки, рентабельность. В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.

Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для экономического анализа.

Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости. Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.

В процессе анализа изучается динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли. Влияние роста объема выручки на рост прибыли проявляется через снижение себестоимости. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные. Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата, амортизация основных фондов, износ нематериальных активов и др. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме. Переменные затраты — это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Данная группа охватывает расходы на сырье, транспортные расходы, расходы на оплату труда и др. Эти затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.

Факторы роста прибыли В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается. Объем продаж – при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Рост цен - В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивается за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможность производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Снижение себистоимости – снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет облшей управляемости и контроля в области расходов. Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно появление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможность производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В современном рыночном хоз-ве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками пред-я. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта формауправления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонение от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровеь управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: