Методика оценки эффективности инвестиционных проектов

Эффективность инвестиционных проектов в целом оценивается в целях определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Рассматривается общественная и коммерческая эффективность. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта, коммерческой – учитывают финансовые последствия для участников проекта.

Эффективность инвестиционных проектов оценивается в тече­ние расчетного периода от начала проекта до его прекращения. Расчетный период разбивается на шаги — отрезки, в пределах ко­торых проводится агрегирование данных, используемых для оцен­ки финансовых показателей. Шагам расчета присваиваются номе­ра (О, 1,...). Время в расчетном периоде измеряется в годах или до­лях года и отсчитывается от фиксированного момента t = О, при­нимаемого за базовый.

Инвестиционный проект порождает денежные потоки (потоки ре­альных денег). Значение денежного потока обозначается через Р(t); если оно относится к моменту времени t, или через Р(m), если оно относится к m -му шагу.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

18. притоком, равным размеру денежных поступлений на этом шаге;

19. оттоком, равным платежам на этом шаге;

20. сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.

Денежный поток Р(t) обычно состоит из потоков от отдельных видов деятельности:

21. от инвестиционной деятельности Ри(t);

22. от операционной деятельности Р0(t);

23. от финансовой деятельности Рф(t).

Учет фактора времени ориентирован на то, что настоящая цен­ность денег больше, чем будущая. Поэтому для соизмерения разно­временных величин применяется дисконтирование (приведение их к ценности настоящего момента времени).

Для приведения к на­чальному моменту времени используется коэффициент дисконтиро­вания at, определяемый как величина, обратная начислению про­цента:

где е — норма дисконта, выраженная в долях единицы в год;

t — момент приведения.

Норма дисконта е представляет собой скорректированную учетом инфляции минимальную приемлемую для инвестора доходность вложенного капитала.

Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционных проектов, являются:

1. чистый доход;

2. чистый дисконтированный доход;

3. внутренняя норма доходности;

4. потребность в, дополнительном финансировании;

5. индексы доходности затрат и инвестиций;

6. срок окупаемости;

• группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия — участника проекта.

Условия финансовой реализуемости и показатели эффективно­сти рассчитываются на основании денежного потока Рm.

Чистым доходом (ЧД) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:

ЧД=åРm.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) — накопленный дисконтированный эффект за расчетный период — один из важнейших показателей, на основании которого принимается решение об эф­фективности (неэффективности) проекта. ЧДД рассчитывается по формуле

ЧДД=åРm aт.

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарными денежными поступлениями суммарных денежных затрат для данного проекта. Разность (ЧД — ЧДД) нередко называют дисконтом проекта. Положительное значение ЧДД показывает, что данный вариант проекта при выбранной норме дисконта доходен, т.е. инвестор получит норму прибыли выше, чем расчетная норма дисконта. Если сравниваются альтернативные проекты, предпочтение должно отдается проекту с большим значением ЧДД.

Показатель ЧДД имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам относится простота расчета показателя и то, что он отражает реальное вменение активов инвестора при реализации проекта. Вместе с тем значение ЧДД сильно зависит от субъективно выбранного значения дисконта.

Внутренняя норма доходности (ВНД) — в некоторых случаях ее определение предваряет инвестиционные расчеты. Это связано с тем, что она выявляет границу, отделяющую все доходные инвести­ционные проекты от убыточных. Чаще всего для инвестиционных проектов, начинающихся с инвестиционных затрат и имеющих по­ложительный ЧД, внутренней нормой доходности называется по­ложительное число е в, если при норме дисконта е = ев ЧДД проекта обращается в 0, и это число единственное.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта е. Инвестици­онные проекты, у которых ВНД > е, имеют положительный ЧДД и поэтому эффективны. Проекты, у которых ВНД < Е, имеют отрицательный ЧДД и потому неэффективны.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта за первые k шагов расчетного периода используются следующие показатели:

текущий чистый доход (накопленное сальдо):

текущий чистый дисконтированный доход (накопленное дис­контированное сальдо):

aт

текущая внутренняя норма доходности.

Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. За начальный момент обычно принимают начало нулевого шага или начало операцион­ной деятельности. Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого те­кущий чистый доход ЧД(k) становится положительным.

Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования, того наиболее раннего момента в расчетном периоде, после которого ЧДД(k) становится положительным).

Показатель «срок окупаемости» особенно важен и интересен для инвесторов — кредитных организаций. В этом случае он должен быть менее периода пользования кредитом предприятием-заемщиком.

Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуе­мости. Поэтому ПФ называют еще капиталом риска.

Потребность в дополнительном финансировании с учетом дискон­та (ДПФ) показывает минималь­ный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.

Индексы доходности характеризуют (относительную) отдачу про­екта на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:

1. индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных от­токов (накопленным платежам);

2. индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дис­контированных денежных оттоков;

3. индекс доходности инвестиций (ИД) — отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельно­сти к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увели­ченному на единицу отношению ЧД к накопленному объе­му инвестиций;

4. индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) — отношение суммы дисконтированных элементов денежного по­ тока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от ин­вестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению ЧДД к накопленному дисконтированно­му объему инвестиций.

При ИД >1 (при ЧД>0) проект признается эффективным и наоборот.

Расчет эффективности инвестиционных проектов с использование приведенных показателей не позволяет получить достоверный результат без учета инфляции. Инфляция существенно влияет на эффективность инвестиционных проектов, условия его финансовой реализуемости, потребность в финансировании и эффективность участия в проекте собственного капитала. Наибольшее влияние она оказывает на проекты с длительным циклом и большим объемом заемных средств

Учет инфляции осуществляется с использованием:

1. общего индекса рублевой инфляции;

2. прогноза валютного курса рубля;

3. прогноза внешней инфляции;

4. прогноза цен на продукцию и ресурсы;

5. прогноза ставок рефинансирования, налогов, пошлин.

Степень риска определяет степень неопределенности результатов. Для того, чтобы расчет эффективности инвестиционных проектов был достоверным, необходим учет факторов риска и неопределенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятия «инновация» и «инвестиции».

2. Какие виды инноваций существуют?

3. Какие организационно-правовые формы инновационного предпринимательства вы знаете и чем их сущность?

4. Какие виды источников финансирования инновационной деятельности существуют?

5. Какие стадии включает в себя подготовка нового производства?

6. От каких факторов зависит уровень подготовки нового производства?

7. Какие виды мероприятий может предусматривать подготовка нового производства?

8. Какие методы и принципы оценки экономической эффективно­сти инвестиций вам известны?

9. Какими рисками сопровождаются инвестиции?

10. Какие пути повышения эффективности существуют?

11. Что определяет основные направления инвестиционной политики предприятия?

12. Раскройте понятия «инвестиционный проект» и «инвестиционный цикл». На какие фазы можно разбить инвестиционный цикл?

13. Какие принципы оценки экономической эффективно­сти инвестиционных проектов?

14. Каковы основные показатели, используемые для расчета эффективности инвестиционных проектов?

15. Как осуществляется учет инфляции, риска и неопределенности проектов?

Раздел 13. Производственное планирование и бизнес-план организации (предприятия)

13.1. Методологические основы планирования в организации (на предприятии) 1

13.2. Основные разделы и показатели плана развития. 5

13.3. Разработка бизнес-плана организации (предприятия) 10

Глава 13. Производственное планирование и бизнес-план организации (предприятия)

13.1. Методологические основы планирования в организации (на предприятии)

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной эко­номики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективы своего развития.

В условиях рынка формирование предприятиями производст­венных программ осуществляется на основе прямых договоров про­изводителями и потребителями продукции, учитывающих потреб­ности в ней, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

На уровне предприятий разработка плана осуществляется в рас­чете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны тру­довыми коллективами. На первый план выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с по­мощью различных экономических рычагов:

1. налогов и налоговых льгот;

2. процентов по вкладам и ссудам;

3. валютного курса;

4. норм амортизационных отчислений и др.

Основными направлениями совершенствования методологии пла­нирования являются:

1. повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов;

2. широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов;

3. дальнейшее улучшение системы показателей в целях повыше­ния эффективности производства — снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тща­тельной сбалансированности планов.

Планы развития предприятий разрабатываются на основе сис­темы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. При этом под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение опре­деленного объема работы) установленного качества (например, нор­ма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив — величина относительная, характеризующая степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площа­ди, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи — вы­пуск продукции на 1 руб. основных фондов).

Применяемые технико-экономические нормы и нормативы долж­ны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учиты­вать современный уровень развития науки, техники, технологии, орга­низации производства и труда; наиболее полно использовать произ­водственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обос­новываются с помощью всестороннего критического анализа со­стояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются техни­ко-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

1. нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу
времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

2. нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

3. нормативы использования орудий труда (нормативы ис­пользования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструмента);

4. нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного про­изводства, запасы сырья, материалов, топлива);

5. нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок,
производств.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, под­разделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными ве­личинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.

Качественные показатели — величины относительные. Они вы­ражают экономическую эффективность производства, его отдель­ных факторов. Это рост производительности труда, снижение себе­стоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показа­телей между собой, например рентабельность производства, фондо­отдача, качество продукции.

Между количественными и качественными показателями су­ществуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рацио­нально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, на­целить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недос­таточно. Нужна система, сочетание количественных и качествен­ных показателей, которые нацелили бы работников предприятия не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на из­готовление этой продукции в нужной потребителю номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов.

В системе показателей плана предприятий различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсо­лютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих (например, объем производства в це­лом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых за­трат, материальных ресурсов). Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (на­пример, затраты металла на единицу продукции, капитальные вло­жения на единицу производственной мощности).

Для исчисления показателей плана предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объ­ема производства и материальных ресурсов. Их преимущество в! том, что они обеспечивают возможность получения количественно­го выражения и качественной характеристики тех или иных показа­телей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характе­ру натуральных показателей.

Для измерения объема производства однородных изделий, раз­личных по материалоемкости или другому признаку, применяют ус­ловно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравни­вают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как пра­вило, трудоемкости).

Широко применяется трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм вы­работки и др.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение со­храняет стоимостной (денежный) измеритель. С помощью стоимо­стных показателей определяют динамику развития промышленно­сти, темпы и пропорции, взаимно увязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продук­ции, товарная и валовая продукция.

13.2. Основные разделы и показатели плана развития

Строго регламентированного по разделам плана развития орга­низации (предприятия, фирмы) не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций ряда авторов план развития может включать следующие разделы:

6. план производства продукции (производственная программа);

7. план по маркетингу;

8. план научных исследований и разработок;

9. план инвестиций и капитального строительства;

10. план по внешнеэкономической деятельности;

11. план материально-технического обеспечения;

12. план по труду и кадрам;

13. план по издержкам производства и реализации продукции;

14. финансовый план;

15. план охраны природы и экологических мероприятий.

Центральный раздел плана развития предприятия — план произ­водства продукции (производственная программа), в котором уста­навливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается даль­нейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в разделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

План по маркетингу — относительно новый раздел плана разви­тия. В нем приводится прогноз развития целевого рынка, опреде­ляются наиболее значительные преимущества и существенные не­достатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.

В плане формулируются основные виды используемых предпри­ятием маркетинговых стратегий. В их числе: диверсификация, т.е. расширение номенклатуры продукции, производимой предприяти­ем; более глубокая сегментация рынка; масштабы и темпы расши­рения деловой активности и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. В плане также содержатся мероприятия по про­ведению рекламы.

Важная часть плана развития предприятия — план научных ис­следований и разработок. Главное его назначение — ускорение на­учно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механиза­ции и автоматизации производственных процессов, научной орга­низации труда.

Большое значение в современных условиях приобретает внедре­ние вычислительной техники. В плане развития науки и техники предусматриваются важнейшие мероприятия по созданию автома­тизированных систем управления; концентрации средств вычисли­тельной техники на важнейших объектах; увязке проводимых меро­приятий. Неотъемлемая часть этого раздела — планирование стан­дартизации и метрологического обеспечения.

Показатели плана научных исследований и разработок: продукция, осваиваемая производством впер­вые в стране; уровень механизации и автоматизации труда с выде­лением основного и вспомогательного производства; относитель­ное уменьшение численности работников, рост производительно­сти труда и снижение себестоимости товарной продукции в пла­нируемом периоде в результате мероприятий, повышающих тех­нический уровень производства, а также специфические для пред­приятий промышленности и производств показатели качества вы­пускаемой продукции, использования оборудования, материало­емкости производства, производительности труда в натуральном выражении и др.

План инвестиций и капитального строительства предусматрива­ет вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооруже­ние действующего производства — модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и авто­матизацию производственных процессов.

Основные показатели плана: объем требуемых инвестиций, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях в результате их технического перевооружения и осу­ществления организационно-технических мероприятий; объем ка­питальных вложений и строительно-монтажных работ; объем неза­вершенного производства.

Каждое предприятие в той или иной форме может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Планирование этой деятель­ности происходит в соответствующем разделе плана развития пред­приятия — плане по внешнеэкономической деятельности. Формами такой деятельности могут быть:

16. внешняя торговля;

17. международное инвестиционное сотрудничество;

18. международное перемещение трудовых ресурсов;

19. международное производственное сотрудничество;

20. валютные и финансово-кредитные операции.

Наиболее перспективной формой, по нашему мнению, является международное производственное сотрудничество. Оно включает пе­редачу лицензий на использование прав, продажу и покупку ком­плектующих деталей, узлов и изделий, совместное проведение науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), создание совместных предприятий, осуществление кооперации ме­жду предприятиями и пр.

План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и по­требление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

Потребности производства в материальных ресурсах, их рас­пределение и использование должны определяться на основе про­грессивных технически обоснованных норм расхода сырья, мате­риалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных норма­тивов использования оборудования, машин, механизмов. План материально-технического обеспечения разрабатывается с расче­тами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топли­ва, энергии.

При разработке плана по труду и кадрам главная задача — пре­дусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повыше­ния его эффективности. Показатель производительности труда рас­считывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другой важный показатель данного раздела — фонд зара­ботной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребности предприятий в рабочей; силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.

Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны. Обобщающим разделом плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции. При его разработке ставится задача всемерно-1; го повышения эффективности производства, наиболее рациональ­ного использования материальных, трудовых и финансовых ресур­сов. Непосредственная цель планирования себестоимости — экономически обоснованное определение величины затрат на производ­ство, необходимых для изготовления предусмотренной планом про­дукции, а задача планирования прибыли — исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной и иной деятельности.

План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, научных исследований и разработок и других разделов.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование, основных производственных фондов, задание по прибыли. Важная часть финансового плана — кредитный план.

Важное значение для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет заключительный раздел плана развития предприятия — план охраны природы и экологических мероприятий, включающий такие на­правления, как: охрана и рациональное использование водных ресур­сов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использо­вание земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. Этот план предусматривает широкое внедрение малоотход­ных и безотходных технологических процессов, развитие комбиниро­ванных производств, обеспечивающих полное и комплексное ис­пользование природных ресурсов, сырья и материалов, исключаю­щих или существенно снижающих вредное воздействие на окружаю­щую среду.

13.3. Разработка бизнес-плана организации (предприятия)

Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержание строго не регламентированы. По нашему мнению, наиболее предпочтительным можно считать бизнес-план, включающий семь разделов.

Раздел 1 — «Цели и задачи предпринимательской сделки» — является центральным в бизнес-плане.

Главная цель предпринимательского бизнеса — получение при­были. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего опреде­лить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с величиной ожи­даемой прибыли необходимо знать, как она распределится во вре­мени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом по­требности предпринимателя в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей значение абсолютного прироста денег.

При первоначальной оценке целесообразности предпринима­тельского проекта необходимо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы по­лучить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные сред­ства на то же время в Сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.

Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения состави­телей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: со­циальные, повышение статуса предпринимателя, специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благо­творительность.

Раздел 2 — «Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана» — является сводным и представляет
собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.

В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с eгo реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов.

Показатели обобщенного резюме: общие сводные показатели (объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность); специальные показатели (качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запро­сам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень рис­ка, гарантированность получения планируемого результата).

В разделе 3 — «Характеристики продуктов, товаров, услуг,предоставляемых предпринимателем потребителю» — должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой пол­нотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец), или его характеристики (описания, модели, фотографии, сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностей, которые он будет удовлетворять, — прогноз платежеспособного
спроса на товар); данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно исходя из анализа и прогноза ста­нут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт пред­принимательской деятельности.

Раздел 4 — «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж» — непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объ­емы производства и продаж товаров по временным периодам реа­лизации предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой — на предвари­тельную договоренность с потенциальным покупателем или с тор­говыми, сбытовыми организациями.

Разные ситуации возникают в зависимости от размеров и сро­ков проектов. В случае краткосрочных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, по­требителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж.

При долговременных крупных предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация — определение изменения спро­са на предпринимательский товар, его продажи, потребления будет проходить при составлении бизнес-плана на основе предположе­ний, оценок, расчетов и прогнозов.

Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посред­ством маркетинговой и других видов деятельности.

При разработке раздела 4 необходимо также учитывать наличие других предпринимателей, знать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.

Раздел 5 — «План (программа) действий и организационные меры» — его содержание во многом зависит от вида предпринима­тельской деятельности (производственная, коммерческая, финансо­вая). Программа предпринимательских действий обычно включает: а) маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); б) осуществление произ­водства продукции (в случае производственного предприниматель­ства); в) закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предприниматель­ству); г) обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.

Организационные меры составляют неотъемлемую часть про­граммы действий и включают: способы управления реализацией бизнес-плана; организационные структуры управления проектом; методы координации действий исполнителей, а также меры по ус­тановлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.

Раздел 6 — «Ресурсное обеспечение сделки» — содержит све­дения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления
предпринимательского проекта, об источниках и способах получе­ния ресурсов.

Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (ма­териалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.); трудовые, финансовые (текущие денежные средства, капитало­вложения, кредиты, ценные бумаги); информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Раздел 7 — «Эффективность сделки» — является завершаю­щим разделом бизнес-плана. В нем приводится сводная характери­стика эффективности предпринимательской сделки. В числе свод­ных показателей эффективности основными являются показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается соци­альная и научно-техническая эффективность (получение новых на­учных результатов). Здесь целесообразно проанализировать долго­временные последствия предпринимательской сделки.

Известный экономист А.С. Пелих подтвердил, что не существу­ет жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана, и предложил следующую последовательность составления бизнес-плана (рис.8)

Рис.8. Последовательность составления бизнес-плана

1. — принятие решения о создании нового предприятия или совершенство­вании действующего;

2. — анализ собственных возможностей и способности взяться за реализа­цию задуманного проекта;

3. — выбор изделия или услуги, производство (или оказание) которых будет являться целью задуманного проекта;

4. — исследование возможного рынка сбыта;

5. — составление прогноза объемов сбыта (для первого года — помесячно, для второго — поквартально);

6. — выбор места для осуществления производственной или коммерческой деятельности;

7. — разработка плана производства;

8. — разработка плана маркетинга;

9. — разработка организационного плана;

1. — разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;

2. — решение вопросов организации бухгалтерского учета;

3. — решение вопросов страхования;

4. — разработка финансового плана;

5. — написание резюме к бизнес-плану

Международная практика обоснования проектовприменяет не­сколько обобщающих показателей для подготовки решения о целе­сообразности вложения средств. В их числе:

1. чистая текущая стоимость;

2. рентабельность;

3. внутренний коэффициент эффективности;

4. период возврата капитальных вложений;

5. максимальный денежный отток;

6. норма безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости (называемый нередко в отечественных источниках интегральным экономическим эффек­том) представляет собой разность совокупного дохода от реализа­ции продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).

Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капи­тальным вложениям или как отношение прибыли к акционерному капиталу; для каждого года реализации предпринимательского про­екта рентабельность рассчитывается и как среднегодовая величина. При этом учитывается и налогообложение.

Внутренний коэффициент эффективности определяется как та­кое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает ра­венство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономиче­ский срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным, ес­ли внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.

Показатель периода возврата капитальных вложений широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капи­тальных вложений. Он представляет собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом функционально-администра­тивных издержек возмещает основные капитальные вложения. Оста­ется дискуссионным вопрос о том, должен ли период возврата рас­считываться с дисконтированием или без него.

Максимальный денежный отток — наибольшее отрицательное зна­чение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования про­екта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.

Норма безубыточности — минимальный размер партии выпус­каемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», т.е. когда доход от продаж равен издержкам производства определяется по формуле:

Постоянные издержки
Норма безубыточности =------------------------------------------------------------

Удельная цена — Удельные переменные издержки

В книге «Руководство по составлению бизнес-плана» Дэвид Г.Бэнгз приводит структуру, которую называет «ориентиром при написании бизнес-плана». Автор предлагает следующую структуру, состоящую из трех крупных разделов:

Раздел 1. Предприятие.

A. Описание предприятия.

Б. Товары/услуги.

B. Информация по маркетингу.

Г. Местонахождение.

Д. Конкурентная среда.

Е. Управление.

Ж. Кадры

3. Целевое назначение кредита и его предполагаемая отдача.

И. Резюме.

Раздел 2. Финансовые сведения.

A. Источники финансирования и назначения средств. Б. Перечень основных средств.

B. Баланс.

Г. Анализ безубыточности. Д. Планируемые доходы:

1) сводка на предстоящие три года;

2) помесячная разбивка на первый год;

3) поквартальная разбивка на второй и третий года;

4) пояснительные записки.

Раздел 3. Вспомогательные документы.

В составе вспомогательных документов форма заявки на получение финансирования, образец резюме, образец письма о намерениях, образец рекомендательного письма и др.

Многие западные авторы так же обращают внимание на оформление бизнес-плана. Качество бумаги, печати, папки, крепления листов т.е. его внешний вид может произвести на читающего документа определенное впечатление. Безукоризненно написанный, напеча­танный без ошибок документ должен демонстрировать уверенности в успехе и вызывать доверие.

Вопросы для самоконтроля

1. В какой степени эффективная деятельность предприятия, организации, фирмы зависит от оптимального плана развития?

2. Какие разделы и показатели плана развития вы знаете?

3. В чем состоит значение разработки бизнес-плана для предприятия, организации, фирмы?

4. Какие обобщающие показатели бизнес-плана о целе­сообразности вложения средств вы знаете?

5. Каковы примерная структура и содер­жание бизнес-плана?

6. Как следует оформить бизнес-план и какое это имеет значение?

Раздел 14. Оценка эффективности хозяйственной деятельности организации (предприятия)

14.1. Информационная основа анализа деятельности предприятия. 1

14.2 Общая оценка бухгалтерского баланса. 3

14.3.Платежеспособность предприятия. 8

14.4. Оценка состава и структуры источников средств. 13

14.5. Показатели оценки структуры источников. 15

14.6 Анализ доходности предприятия. 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: