Государство. Государство – это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию

Государство – это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и принуждения. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы.

Конституции регулируют главные принципы организации и деятельности государства, его функции и основы устройства, т.е. структуры государственного механизма и территории.

Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений. Современному демократическому государству присущи следующие функции:

Политическая функция заключается в обеспечении должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Реализуя эту функцию, государственные органы стремятся в рамках закона предотвратить возникновение деструктивных общественных явлений или нейтрализовать их последствия. Эти явления могут выступать в качестве социального протеста или защиты групповых интересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и как акты преступного характера, связанные с насилием и нанесением ущерба интересам общества государства и отдельных лиц (общеуголовная преступность, политический терроризм и т.п.). Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет «правила игры» политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил.

Возрастает значение и усложняется содержание экономической функции государства. Обычно данная функция выступает в форме регулирования экономических отношений, но порой включает и структурные воздействия (национализацию и приватизацию).

Расширяется социальная функция государства. Практически во всех развитых и очень многих развивающихся странах осуществляются широкие государственные программы образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки и развития культуры и др. Большое внимание государство уделяет регулированию отношений между трудом и капиталом, между этническими, религиозными и подобными общностями в целях избежания разрушительных для общества конфликтов.

Весьма важна идеологическая функция государства, имеющая целью воспитание общества в духе гуманных ценностей морально-этического, культурного, гражданского характера. государство осуществляет эту функцию, как через систему государственного образования, так и через специализированные пропагандистские службы.

Конституционные принципы деятельности государства можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Принципы внутренней политики находят выражение в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское, которые все чаще используются в конституциях различных стран (ФРГ, Испания, Италия, Франция).

Социальное государство предполагает, что государство служит обществу и стремится ликвидировать неоправданные социальные различия и социальные конфликты, создать всем условия достойной жизни. Этим принципом обусловлено следующее: 1) право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума; 2) обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги, здравоохранение, образование, трудоустройство и прочие); 3) возможные ограничения свободы договоров (например, меры по регулированию цен); 4) принудительное социальное страхование определенных групп; 5) требование социальной налоговой политики.

Т. о., характеристика государства как социального предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод и соответствующие государственные обязанности. Сюда же можно отнести конституционный принцип экономического планирования (программирования) в интересах общества.

Правовое государство – это государство, признающее верховенство права, в том числе над собой, причем права как в позитивном, так и в естественном понимании, права не только внутреннего, но и международного. Конституционные характеристики государства как правового конкретизируются в следующих положениях: 1. В провозглашении нерушимости прав человека со стороны государства. Практически все современные конституции демократических стран имеют нормы, в общей форме гарантирующие незыблемость основных прав человека. 2. В становлении основ механизма гарантий прав и свобод. Принципиальное значение в этой связи имеет конституционное положение о «должной юридической процедуре», сформулированное; например, во вступившей в силу в 1791 году поправке V к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года: «Никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без должной юридической процедуры». Этот принцип отражен практически во всех современных конституциях демократических государств.

Демократическое государство – это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и значительное влияние на власть, на содержание управленческих решений государства, в котором реально действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.).

Светское государство – это государство, от которого отделена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором церковь обладает государственной властью (Ватикан в настоящее время, Монголия до 1921 г.), а также клерикальное, в котором церковь, хоть и не совпадает с государством, но определяющим образом влияет на него в соответствии с законом, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).

Конституционные принципы внешней политики государства стали регламентироваться в большинстве конституций после второй мировой войны. Это недопустимость войны (Япония, ФРГ), приоритет международного права над внутренним (ФРГ, Франция, Италия).

Важнейшими конституционными принципами организации государства являются народный суверенитет и разделение властей. Принцип народного суверенитета означает, что источником власти в государстве является народ, который осуществляет ее непосредственно или в представительной форме, т.е. через органы, избираемые народом. Разделение властей предполагает, что полномочия по законотворчеству, текущему управлению и осуществлению правосудия вверяются разным государственным органам, которые не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, но контролируют друг друга, что позволяет предотвратить узурпацию власти в государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: