Основные требования к выбору поставщика

В хозяйственной практике выделяются два основных критерия выбора поставщика:

1. Стоимость приобретения продукции или услуг.

2. Качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.

Кроме вышеперечисленных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, – более 60. К ним относятся:

– удаленность поставщика от потребителя;

– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

– наличие у поставщика резервных мощностей;

– организация управления качеством продукции у поставщика;

– психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

– риск забастовок у поставщика;

– способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;

– кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.[3]

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть, например:

– собственное расследование;

– местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

– банки и финансовые институты;

– конкуренты потенциального поставщика;

– торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата РФ;

– информационные агентства;

– государственные источники, такие как регистрационные палаты, налоговая и лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован[4].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: