В хозяйственной практике выделяются два основных критерия выбора поставщика:
1. Стоимость приобретения продукции или услуг.
2. Качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
Кроме вышеперечисленных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, – более 60. К ним относятся:
– удаленность поставщика от потребителя;
– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
– наличие у поставщика резервных мощностей;
– организация управления качеством продукции у поставщика;
– психологический климат в трудовом коллективе поставщика;
– риск забастовок у поставщика;
– способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
– кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.[3]
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть, например:
– собственное расследование;
– местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
– банки и финансовые институты;
– конкуренты потенциального поставщика;
– торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата РФ;
– информационные агентства;
– государственные источники, такие как регистрационные палаты, налоговая и лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:
1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован[4].