double arrow

Лины гипноза, или оперлиия Н4 сознании ф

гая, что таким образом дьявол уводит человека от Христа и праведной веры. После недолгих раздумий крестьяне решили добровольно уйти в могилу. Сектанты спокойно шли на смерть после предварительного внушения идеи о переселении в лоно праведников.

По настоянию Виталии Ковалев вырыл ямы в погребах и за несколько дней закопал свою мать, жену с двумя детьми, трех малолетних детей с родителями, нескольких молодых девушек и четырех старушек. Не успев до конца света, указанного Виталией, крестьянин последней захоронил руководительницу с шестью помощниками и пытался закопать себя самого. Скитница не прекращала отдавать приказания, даже когда на нее сыпалась земля. В страшных мучениях погибли 24 человека, но Ковалев остался жив и был отправлен на психиатрическую экспертизу в Санкт-Петербург.

Исследователи страшного явления массового самоубийства отмечали, что этому во многом способствовала атмосфера отчуждения от внешнего мира, царившая в раскольничьих скитах. Невежественность, изнурительные посты, долгие молитвы вкупе с запугивающими проповедями вожаков создавали благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. Призывы к самоистреблению здесь расценивались гораздо серьезнее, чем обычное


to таяны. нлхо^ки, сенсации ___________

убеждение. Сила внушения постороннего лица и следующее за ней самовнушение приводили к окончательному решению «соблюсти благочестие без отступления», как говорили немногие из уцелевших раскольников.

Главной виновницей тираспольской трагедии, несомненно, являлась Виталия. Вначале действуя по убеждению, она постепенно укрепляла себя мыслью о собственной роли мессии. Тревожная обстановка перед надвигавшейся переписью, шумные обсуждения относительно незавидной доли отщепенца поддерживали взаимовнушение, выражавшееся в мысли о необходимости смерти. По мнению психиатра И. Сикорского, «картина самоистребительных происшествий на Тер-новских хуторах решительно не поддается иному объяснению, если не принять в этом деле влияния внушения и взаимовнушения на почве укоренившихся суеверий, сыгравших здесь решающую роль».

Наряду с капитонами, морелыциками и со-жигателями существовала хотя и не новая, но весьма влиятельная секта, возникшая в Заволжье. Несколько сторонников иудейского вероисповедания, называемых тогда новгородско-московской ересью, еще в XVI веке бежали от преследований в сторону Урала. Благополучно пережив тяжелые времена, в XVII столетии они стали известны под названием «субботники».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: