double arrow

Тайны гипноза, или операция нл сознании jft. Российские крестьяне, так же как сектанты-иудеи в Европе, признавали «богодухновенным» только Ветхий Завет


Российские крестьяне, так же как сектанты-иудеи в Европе, признавали «богодухновенным» только Ветхий Завет. Основными обрядами секты были обрезание и строгий пост. Субботники придерживались всех заповедей иудаизма, называли детей ветхозаветными именами и сообща ожидали появления мессии.

Мощная сила внушения, превращавшая обычных людей в беснующихся религиозных фанатиков, стала основой привлечения людей в секту хлыстов. Община возникла в конце XVIII века по воле крестьянина Филиппова, уроженца Муромского уезда.

Название секты произошло от основного орудия ритуального обряда, во время которого участники бичевали себя толстыми жгутами (хлыстами) и били палками. Впрочем, хлыстами их звали в народе, а сами сектанты назывались «корабль», руководимый «кормчим» и его духовной супругой — «богородицей».

Не каждый вновь посвященный мог выдержать садомазохистские собрания (радения), устраиваемые после долгих изнурительных постов. Поэтому впервые присутствующим разрешалось только наблюдать. Главным моментом радений являлось быстрое движение по кругу («духовное пиво»), необходимое для достижения транса. Общинники кружились с прыжками и криками «Ой, дух, ой, бог!», постепенно увеличивая ско-


Щ Т4ЯНЫ. Н4КР4КИ. СЕНСАЦИИ

рость, пока не сливались в единое целое, называемое «чан». Дальнейшие действия «танцоров» в точности походили на поведение людей, находившихся в гипнотическом состоянии. Сначала один падал в судорогах, затем другой начинал дико кричать и биться в истерике, третий бросался на окружающих... Сами хлысты ждали этого момента, говоря, что на них «накатывал дух». Чувствуя в себе присутствие Создателя, некоторые начинали пророчествовать. Как и больные, вышедшие из гипноза, придя в сознание, хлысты ничего не помнили.

Заключительной частью собраний являлось братское лобзание и своеобразное выражение преданности Божеству, так называемая христова любовь, представлявшая собой не что иное, как групповой секс. В книге «Записки о хлыстах по Саратовской губернии» (1839) приводятся факты, доказывающие низменность конечных целей секты. Безымянный автор, некоторое время сам состоявший в «корабле», считал хлыстовское вероучение далеким от религии. Поклонение собственному телу и волнению крови, приводящее к диким формам культа, свидетельствовало о фактическом язычестве. По мнению автора «Записок о хлыстах в Саратовской губернии», «хлыстовское молитвословие есть демонское идолослужение»; ни посты, ни трезвость, ни безбрачие не помогут хлыстам, потому что «бес


Т4ЯНЫ ГИПНОЗА. ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ #

и сам не ест, не пьет, не блудит». Учитывая набожность людей в те годы, а также низкосословный состав секты, можно предположить, что танцы («верчения») были придуманы только для того, чтобы ввести человека в невменяемое состояние, когда он не мог руководствоваться своими моральными нормами.

В середине XIX столетия в России вышел роман-дилогия «В лесах» и «На горах» замечательного русского писателя П. Мельникова-Пе-черского, где подробно описывались хлыстовские обряды с философским анализом последствий. На судьбе главной героини автор показал, сколь пагубно действие внушенного образа жизни. Длительное пребывание в секте действовало на психику необратимо. Постоянное нахождение в трансе приводило к искаженному понятию нравственности, здоровье подрывалось самоистязанием и отказом от мирских радостей, необходимых каждому человеку, чтобы нормально существовать, трудиться, растить детей.

Анализируя причины распространения хлыстовщины, В. Бехтерев отмечал стремления некоторых людей к непосредственному общению с Богом. Это воплощалось в форме вхождения Святого Духа в человека во время истерических конвульсий, появлявшихся сразу после гипнотического танца. Сектанты верили в то, что Дух проявляет себя судорогами и трепетанием тела,


# Т4ЯНЫ. НАХОАКП, СЕНСАЦИИ_______________

а вещает посредством проводника, то есть человека, начавшего пророчествовать в экстазе. Радения представляли благоприятную почву для самовнушения с последующим развитием проявлений истерии, которая у сектантов признавалась Божественным состоянием.

Сами хлысты объясняли свое пристрастие к радениям только перспективой наступления состояния блаженства, приходящего после стремительного движения по кругу. Психиатры не отрицали это обстоятельство, но дополняли его наличием сильного взаимовнушения, которое производилось членами секты, влиявшими друг на друга. Развивая упоение и восторг до крайнего напряжения, они понимали недостижимость подобных состояний в иных условиях. Взаимовнушение сплачивало отдельных лиц в одно целое, в некое существо, живущее одной мыслью, произносившее одни фразы, исполнявшее один танец. Именно это целое и являлось источником настоящего наслаждения, такого притягательного для каждого вновь избранного. Тяготение было настолько велико, что участники собраний (часто приезжавшие издалека) не боялись преследования со стороны властей, хотя знали о нарушении закона.

Секта скопцов возникла из нежелания некоторых хлыстов участвовать в «свальном грехе». Ее руководители — бывшие хлысты Андрей



Сейчас читают про: