Тайны гипноза, или операция на сознании 6D

клинике в Бреслау, где получил медицинскую степень. В 1878 году подающий надежды ученый начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались около 20 лет. В 1883 году Павлов защитил диссертацию, получив степень доктора медицины, а вскоре был назначен приват-доцентом в Петербургской ака-

1демии наук. Однако он не успел приступить к почетным обязанностям в связи с интересной работой в Лейпциге. После двух лет, проведенных в лабораториях выдающихся физиологов Гейденгайна и Людвига, Павлов вернулся в Россию. К 1890 году об изысканиях русского ученого знал весь мир. С 1891 года Павлов возглавлял физиологический отдел Института экспериментальной медицины, учрежденный по его инициативе. Кроме того, он руководил физиологическими исследованиями в Петербургской военно-медицинской академии, в которой оставался до 1925 года.

Создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, основатель физиологической школы, автор новейших методов физиологических исследований, академик, в 1904 году Иван Павлов получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за фундаментальный труд по физиологии пищеварения.

Именно он ввел в практику метод, позволяю- I -

щий изучать деятельность практически здоро-


т Т4ЯНЫ. Н4Ж04КИ. СЕНСАЦИИ _______________

вого организма. Исследования Павлова в области физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий) стали решающим фактором развития отечественной физиологии, медицины и психологии.

В начале XX столетия эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к открытию условных рефлексов. Доказав, что работа внутренних органов зависит от нервной системы и управляется ею, после 1902 года Павлов занимался преимущественно изучением высшей нервной деятельности. В институте, расположенном в местечке Колтуши, близ Санкт-Петербурга, ученый создал единственную в мире лабораторию по изучению высшей нервной деятельности. Ее мозгом стала небезызвестная «Башня молчания», представлявшая собой изолированное помещение, где подопытные животные полностью ограждались от внешнего мира. Исследуя реакцию собак на различные раздражители, ученый сделал второе крупнейшее открытие — деление рефлексов на условные и безусловные, то есть присущие животному от рождения.

В отношении к гипнотическим явлениям наиболее интересны выводы Павлова о восприятии, памяти, эмоциях, внимании и мотивациях. Называя восприятие «процессом приема и преоб-


ТДЯНЫ ГИПНОЗ*. НИИ ОПЕРАЦИЯ Н4 С03Н4НИИ ф

разования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире», ученый доказывал, что ощущения человека носят сознательный, осмысленный характер. Главную нагрузку в процессе восприятия несут мышление и речь. «Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно чувственно восприняты. Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком».

Внимание, по Павлову, является концентрацией психической деятельности на установленном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор нужной информации. Впрочем, столь избирательное внимание возможно лишь в состоянии бодрствования. Человеческая память как одно из основных свойств нервной системы выражается в способности на короткое или длительное время сохранять информацию в виде событий внешнего мира.

Память складывается из трех взаимосвязанных элементов: запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Важным моментом в этой теории является разделение памяти на наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную), образную (воспроизводящую образ), эмоциональную (когда ситуация вызывает эмоции, характерные для ранних


Щ ТЛЯНЫ. Н4ХСИЗКИ, СЕНСАЦИИ _______________

событий) и словесно-логическую, свойственную только Homo sapiens — человеку разумному. По времени хранения информации различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить какую-то ее часть и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации. В свою очередь, долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объем, причем сохраняет огромное количество воспроизводимой информации без искажения.

Источником активности животного и человека являются потребности. Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Их делят на три основные группы: биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным; социальные мотивации, свойственные человеку и частично животным; духовные, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.

С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающей действительности и собственному «я». Различные эмоциональные состояния осуществляются в определенных поступках. Эмоции возникают в то


тайны гипноз*, кии операция Н4 сознании ft)

время, когда человек невольно задумывается о возможности осуществления своих желаний. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями. В результате удовлетворенных желаний появляются приятные эмоциональные переживания, что ведет к замедлению активности мозга. Эмоции делят также на низшие и высшие, связанные, соответственно, с органическими и духовными потребностями.

Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт — есть процесс осознания действительности. Сознание как высшая форма отражения действительности включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю. После оценки мозгом поступившей информации ответная реакция может замедляться, если поступивший сигнал не несет какой-либо существенной информации. В случае необходимости стандартного ответа возникает автоматическая ответная реакция. Такой ответ организма не требует подключения сознания и осуществляется на уровне подсознания. Если поступившая информация является важной, для ответной реакции требуется включение всей центральной нервной системы. Сознание может отключаться от окружающей обста-


щ таяны. Н4Х04КИ, СЕнезиии ____________

новки, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды продолжает осуществляться на уровне подсознания.

В 1923 году на Интернациональном конгрессе физиологов в Эдинбурге И. Павлов высказал мысль об идентичности торможения во время гипнотического и естественного сна. Раскрывая физиологические механизмы сна, русский ученый определил истинную природу гипноза.

В соответствии с учением Павлова сон — это физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных связей с окружающим миром. Сон является жизненно важной потребностью высших животных и человека. Долгое время он считался отдыхом организма, необходимым для восстановления энергии, израсходованной в течение дня, но оказалось, что активность мозга во время сна гораздо выше, чем при бодрствовании. Таким образом, доказано: естественный или искусственный сон — это активный физиологический процесс. Рефлекторные реакции во время сна снижены. Спящий человек не реагирует на внешние воздействия, если они не имеют чрезвычайной силы.

Гипноз — это очень медленно наступающий сон, то есть сон, который ограничивается сперва очень маленьким, узким районом, а потом все расширяется, доходит до подкорки, оставляя нетронутыми лишь центры дыхания и серд-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: