Тайны гипноза иии операция на сознании ф

деятельности. Идея создгния этого заведения пришла к ученому ещё в Казани. Бехтерев хотел создать на базе этого института мозга медицинский музей, аналогов которому еще не было в мире. По воле судьбы первым экспонатом музея оказался мозг создателя: великий психиатр скоропостижно скончался 24 декабря 1927 года, сразу после съезда психиатров и невропатологов в Москве, где был избран председателем.

Многолетнее изучение гипнотизма привело Бехтерева к созданию теории о гипнозе, «вызываемом особыми приемами видоизменения естественного сна». Доказательства приводились на основании связи гипноза с естественным сомнамбулизмом, существование которого уже не оспаривалось. Сходство этих явлений наблюдалось в следующих признаках:

1. В гипнозе можно воспроизводить почти все особенности сомнамбулизма.

2. Амнезия как самый существенный признак глубоких стадий гипноза присуща и сомнамбулизму.

3. В состоянии гипноза сомнамбулы вспоминают все происходившее во время транса.

4. Пациенты, много раз подвергавшиеся гипнозу, часто сами впадают в состояние, называемое автогипнозом.

5. С помощью внушений в гипнозе возможно лечение сомнамбулизма.


а тлины. находки, сенсации ___________

Принципиальное отличие транса от обычного сна выражено в утверждении: «Особенностью гипноза является, скорее всего, своеобразное отношение между усыпленным и врачом, которое наблюдается в известных степенях гипноза, а также амнезия всего внушенного, потому что ни того, ни другого не замечается в естественном сне».

Во время сеанса больной погружается в сон не самостоятельно, а посредством команд медика, причем засыпает с мыслью о воздействии гипнолога, что приводит к знакомому предметному отношению, нередко доходя до эротической связи. «Гипнотизируемый в буквальном смысле слова становится машиной, заводные ключи от которой находятся в руках гипнолога» («Нервные болезни в отдельных наблюдениях», 1894).

Согласно теории Бехтерева, галлюцинации или внушенные сновидения пациента представляют собой посторонние, ничем не связанные с его внутренней сущностью, явления. Вероятно, оттого человек не помнит то, что происходило с ним в гипнотическом трансе. Подтверждением тому служит пример команды: «По пробуждении все помнить!», при которой амнезия отсутствует.

Вынужденное сохранение воспоминаний происходит благодаря связи галлюцинаций с личностью гипнотизируемого и может быть вос-


Т.4ИНЫ ГИПНОЗА, И/1И ОПЕРАЦИЯ 04 СОЗНАНИИ g|

произведено в состоянии бодрствования. Таким образом, Бехтерев постепенно подошел к объяснению природы постгипнотического внушения, внешне проявлявшегося в виде образов, непредсказуемых и нелогичных поступков, ложных воспоминаний (ретроактивные галлюцинации), боли или даже во временном изменении характера пациента.

«У глубоких гипнотиков внушенная анестезия есть действительно реальный факт, а не продукт их воображения», — заявлял Бехтерев, оспаривая утверждение француза Бернгейма. В ходе экспериментального исследования он утвердился в мысли о том, что физиологические процессы, в том числе и боль, невозможно подавить внушением. Если у сомнамбулы возникают болевые ощущения, то она может подавить крик, не отдергивать руку или сказать: «Я ничего не чувствую!», но это не означает анестезии. Ее наличие можно легко обнаружить по реакции зрачков, изменению сердечного ритма или расширению сосудов.

Основной характеристикой гипноза является повышенная внушаемость в состоянии транса, которая объясняется причинами, составляющими суть самого гипнотического процесса:

1. Бездействие воли и разума усыпленного.

2. Внушения под гипнозом более яркие и чувственные, чем обычные сновидения.


Щ Т4ЯНЫ. Н4ХР4КИ. ССНС4ЦИИ _______________

3. Гипнолог подчиняет себе волю пациента и оттого пользуется полным его доверием.

4. Характер восприятия окружающей действительности целиком зависит от желания гипнолога.

Благодаря разработкам Бехтерева в ученом мире стали обращать особое внимание именно на внушение, посчитав его наиболее важным психиатрическим явлением. Четкое представление сущности внушения как наиболее значительного элемента гипноза является заслугой известного российского физиолога И. Павлова (1849-1936).

По мнению И. Павлова, внушение — наиболее упрощенный и типичный условный рефлекс человека. Слово гипнолога развивает торможение в коре полушарий, концентрируя его на определенном узком участке и вызывая глубокое внешнее торможение во всей остальной массе полушарий. Отсутствие противодействия других раздражений определяет огромную, почти непреодолимую силу внушения как во время гипноза, так и после него. Слово оказывает свое действие даже после пробуждения, оставаясь независимым от других раздражителей, словно неприкосновенным для них. Вербальное (словесное) воздействие, по Павлову, настолько глубоко, что подобной формой внушения в гипнотизируемом можно вызвать множество разнооб-


Т4ЯНЫ ГИПНОЗ*. И/1И ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ ф

разных действий, направленных на внешний мир или на личность человека.

Известный психиатр и сексопатолог А. Свядощ охарактеризовал внушение (от лат. suggesrio — «внушение», «намек») как подачу информации, воспринимаемую без критической оценки и оказывающую влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также легко оказываться воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Во внушение, помимо основной информации, определяющей его содержание, вводится добавочная, существенно повышающая достоверность основной. Например, вместо слов: «Вы чувствуете тяжесть» можно сказать пациенту: «Вы чувствуете приятную тяжесть». Во втором случае добавочную информацию в слове «приятную» несет голос врача, его интонация, мимика, а главное — авторитет.

Эффект внушения не наступит, если добавочной информации окажется недостаточно. Для исследования этой особенности группа Свядо-ща записала на магнитофон словосочетания, произнесенные обычным и повелительным тоном, подвергнув их спектральному анализу. После математической обработки удалось выяснить такой


щ тляны. наколки, сенсации ____________

факт: чем более уверенным голосом говорит человек, тем большее воздействие производит его фраза. В групповых экспериментах такое явление, как конформизм (навязывание ложного мнения), исчезало, если 2—3 человека высказывали свое мнение нетвердо.

Иначе оценивали значение внушения ученые К. Платонов и В. Мясищев. Они называли так «процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания». Добавлением к этой теории служило утверждение об отсутствии целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и состоянием в данный момент.

Внушение невозможно при отсутствии четкого смыслового содержания. Человеку нельзя делать внушение на иностранном языке, которого он не знает. Кроме того, далеко не любая информация оказывает должное воздействие. В зависимости от формы подачи, источника поступления и характера пациента одни и те же слова могут либо оказывать, либо не оказывать внушающего действия. Человеческий организм, не загружая сознание, автоматически ограждает себя от реакции на ложные сигналы или те, что не имеют к нему отношения. То же самое на-


Т4ИНЫ ГИПНОЗА, И/1И ОПЕР411ИЯ НА СОЗНАНИИ &

ступает, если выкрикивать слова угрозы, держа в руках палку. Не будет ощущаться тепло при взгляде на красную бумагу, даже если убеждать в том, что это костер.

Являясь составной частью обычного человеческого общения, внушение одновременно выполняет значимые социальные функции: формирует общественные убеждения и похожие персональные взгляды, мнения, оценки, регулирует поведение, побуждая к определенным поступкам или удерживая от них. Такое важное психологическое качество, как внушаемость, повышает адаптацию организма к изменчивым условиям жизни, являясь одним из механизмов программирования поведения человека. На основе внушаемости можно строить программу поведения с учетом не только индивидуального, но и группового опыта. Первоосновой этого психологического свойства служит рефлекс подражания, осуществляемый преимущественно при участии речи.

«В отличие от убеждения, — писал В. Бехтерев, — внушение проникает в сознание человека не с парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику». Если при убеждении неизбежна критика, то во внушении она отсутствует. При гипнотическом внушении даже слабые стимуляторы — такие, как слово, — могут вызвать сильный эффект: «сильные


to МИНЫ, Н4Ж04КИ. ССНС4ЦЦИ _______________

раздражители реального мира уступают место слабым раздражителям, идущим от слов гипнотизера. Этим объясняются многие случаи многолетнего, ненормального сна, когда человек иногда и только на короткое время возвращался к бодрому состоянию» (И. Павлов). Здесь можно привести пример летаргического сна американки П. Магуира, заснувшей на 18 лет, узнав о смерти своего жениха. Похожий случай произошел с жительницей Норвегии Августой Лангард, проспавшей 22 года. Тотчас после пробуждения ее лицо, совершенно неизменившееся за это время, начало стареть, а через пять лет женщина скончалась.

Объяснениетаинственной власти гипнолога можно найти в трансформированном реагировании мозга человека, погруженного в сон, то есть внушающее действие слов сопровождается заторможенностью коры головного мозга. Внушение, по теории И. Павлова, есть сильное, «получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение», концентрированное раздражение. Местом его приложения является бодрствующий участок коры больших полушарий, через который поддерживается связь с гипнологом. В состоянии гипноза почти всегда можно добиться необходимого эффекта, даже тогда, когда внушаемое явление противоречит здравому смыслу. Непосредственное и неоспоримое вос-


ТЛЯНЫ ГИПНОЗ*. И/1И ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗК4НИИ ^

приятие информации свойственно детям, что в младенческом возрасте вполне объяснимо. По мере приобретения жизненного опыта, развития логики человек воспринимает слова с определенной долей критики.

Писатель Л. Толстой и психотерапевт В. Бехтерев в разное время и разными путями пришли к единому мнению об огромном значении внушения в деле воспитания.

Толстой с удивительной проницательностью написал: «Дети всегда находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся люди и воспитываются всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».

Внушение действием или каким-либо процессом называется реальным, а при использовании речи — словесным или вербальным внушением. Современные психиатры различают два вида внушения — прямое и косвенное. В первом случае происходит непосредственное действие речи с определенным содержанием (как правило, резкой командой). Прямое внушение исполняется непосредственно за действием гипнолога («Ваши руки совсем тяжелые, вы не можете их поднять. Они налились свинцовой тяжестью») или спустя некоторое время («На счет «три»


Щ Т4ИНЫ, Н4К04КИ. СЕНСАЦИИ _______________

ваши руки станут тяжелыми. Раз, два, три, ваши руки отяжелели»). Того же можно добиться действием добавочного раздражителя, например сказав: «Как только я дотронусь до вашей руки, вы не сможете ее поднять».

Косвенное внушении влияет на человека через определенные условия окружающей среды. При внушении третьему лицу создается связь с процедурой, и внушение легко реализуется. При косвенном внушении нужно прибегать к добавочному стимулированию, наделяя его новым информационным значением благодаря произведенному прямому внушению. Так, для устранения кашля у больного туберкулезом при косвенном внушении можно сказать: «Вы сейчас примете вот этот порошок. Он обладает лечебным действием. Он подействует на вас через 15 минут и вызовет прекращение кашля». Страдающему бессонницей врач говорит: «Примете таблетку за 15 минут до сна. Запейте ее теплой водой, и через полчаса после приема у вас наступит крепкий сон!» При этом вовсе не обязательно принимать сильнодействующее лекарство. Достаточно безвредного аналога или витамина, но эффект будет тот, которого ожидали от настоящего препарата. Таким образом, в отличие от прямого при косвенном внушении лечебное действие наступает вследствие воображаемого раздражителя, вызываемого самим пациентом.


Т4ИНЫ ГИПН034. И/1И ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ #

В качестве такого раздражителя могут выступать лекарства, физиотерапевтические процедуры и многие другие объекты в зависимости от характера внушения.

В 1933 году, спустя 6 лет после смерти Бехтерева, Иван Петрович Павлов признался: «Только теперь я почувствовал, насколько мне недостает клинической подготовки в неврологии». Будучи современниками и коллегами, великие ученые не подавали друг другу руки и не разговаривали. Они жестоко спорили по каждой из идей о назначении и работе различных отделов мозга. Помимо научных разногласий, каждый из них имел сложный характер, что приводило к личной неприязни и постоянной вражде. Время примирило великих людей, и в истории русской науки они стоят рядом.

Посвятив жизнь физиологии нервной системы, Павлов (1849—1936) часто приходил к истине, уже знакомой Бехтереву, но совершенно иным путем. В серии экспериментов с животными сотрудники Психоневрологического института пытались связать поведение собак с функцией так называемых сочетательных рефлексов. Животному раздражали лапу слабым ударом тока и получали ожидаемую реакцию. Одновременно такие же исследования велись в лаборатории Павлова. Он получил выделение слюны у собаки на звук, который несколько раз пред-


# Т4ИНЫ. Н4Х0/1КИ. СЕНСАЦИИ _______________

шествовал кормлению. Сочетательный рефлекс Павлов назвал условным, положив начало новой науке — рефлексологии. Метод условных рефлексов помог установить, что в основе психической деятельности любого живого существа лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Иван Павлов родился 26 сентября 1849 года в семье рязанского священника. По воле отца юноша окончил духовную семинарию, а в 1860 году поступил в городское духовное училище. Однако сын священника не слишком интересовался Законом Божьим, больше внимания уделяя вполне материальным вещам — таким, как естественные науки. В 1870 году Павлов приехал в Санкт-Петербург, где поступил в университет на естественное отделение физико-математического факультета. Интерес к физиологии возник после изучения труда «Рефлексы головного мозга», но по-настоящему понимание авторских идей пришло только во время обучения в лаборатории И. Циона. Первое научное исследование Павлова принесло ему золотую медаль университета и заслуженный авторитет среди научной элиты столицы.

Начиная с 1877 года кандидат естественных наук Иван Павлов стажировался в Германии; затем по приглашению С. Боткина приступил к работе в физиологической лаборатории при его



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: