Тайны гипноза, или операция на сознании ф

исполняя уникальные движения без предварительной подготовки. Автор утверждает, что мастерство артистов балета Г. Гурджиева также объяснялось действием внушения. Свидетели подтверждали слухи о гипнотическом состоянии танцовщиков, ошеломлявших зрителей многих стран мира своей виртуозностью.

Более подробно о проблемах активизации способностей резерва в гипнозе рассказано в работе В. Райкова «Психологические исследования творческой деятельности» (1975). Автор вызывал у юных музыкантов, художников или писателей конкретный образ великого мастера. Эпизодическое внушение инициировало творческий процесс в виде нового представления знакомых объектов с изменением личности испытуемого. Бессознательно раскрывая свой потенциал, молодые люди демонстрировали иное мышление, выдавая не разрозненные результаты, а согласованную систему решений. Самым главным моментом таких сеансов был постгипнотический эффект. Однажды созданное состояние творческого подъема сохранялось на установленный период, словно предоставляя возможность человеку выразить себя в искусстве или какой-либо интеллектуальной деятельности.

В соответствии с концепцией В. Райкова гипноз представляет собой естественный психологический феномен. В искусственном сне наблюдает-


Щ ТЛЯНЫ. НАХОАКУУ, СЕНС4ЦИИ _______________

ся повышенная потенциальная готовность психики к приему информации, ее преобразование с последующей реализацией в определенной деятельности. Гипнотическое состояние отличается наибольшей мобилизацией резервных возможностей человеческой психики. Немаловажное значение имеет тот факт, что гипнотизация практически не влияет на личность человека, хотя в глубоком гипнозе осуществляется перестройка работы мозга.

Погружая человека в гипнотический сон, В. Райков моделировал творческий процесс, рассматривая его как новое видение предметов и явлений. Его экспериментальные исследования позволили предположить наличие особого состояния психики, когда исчезает ощущение времени и появляется полная отрешенность. В это время все в человеке подчиняется единому вдохновенному порыву творческой деятельности. Примерно в таком состоянии находился Архимед, когда был настолько погружен в свои математические думы, что не заметил взятия Сиракуз, которые он усердно защищал. В полубессознательном состоянии человек может решать творческие задачи. Теория алгебраических уравнений с одним неизвестным сложилась у французского математика Эвариста Галуа накануне смерти, через несколько часов после ранения на дуэли. Последнюю ночь Галуа мучила лихо-


тайны гипноз*, иаи операция на сознании ^

радка, всегда характеризующаяся резким повышением умственной активности.

Если вспомнить об открытии периодического закона химических элементов Д. Менделеевым, то также можно говорить об активации бессознательного. Перед знаменательным событием ученый работал трое суток подряд. Безрезультатно пытаясь скомбинировать результаты своей мыслительной деятельности в нужный порядок, крайне утомленный, он лег спать. «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно, — рассказывал Менделеев впоследствии. — Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, и только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».

Сосредоточение, способность сконцентрировать внимание на необходимом явлении считается главной особенностью работы мозга. Творческий акт не происходит спонтанно; необходима предварительная подготовка организма, направление интереса на решение проблемы или задачи.

Великий английский физик Ньютон не уставал повторять: «Гений — это внимание». Внезапным озарением творческие люди часто объясняли решение вопроса, мучившего их долгое время. «В моей жизни иногда приходили в голову хорошие мысли, и я при этом наблюдал себя. Эти удачные мысли всегда приходили со-


# Т4ЯНЫ. Н4Х0^КИ. СЕНСАЦИИ _________,

вершенно непроизвольно, безо всякого предварительного размышления о данном вопросе», — Э. Дюбуа- Реймон.

Ирландский математик У. Р. Гамильтон так описывал процесс своего озарения: «Однажды я почувствовал, что гальванический ток мысли замкнулся мгновенно, и была решена задача, мучившая меня 15 лет, затем последовало чувство интеллектуального облегчения».

По воспоминаниям родственников А. С. Пушкина, поэт перед сном непременно оставлял рядом с собой перо и бумагу, чтобы ночью или утром успеть записать неожиданно возникшие поэтические строки. Вместе с тем открытия, сделанные во время сна, являются редкими исключениями из правил: большинство предположений складывается во время бодрствования. В связи с этим В. Райков приводит пример студента университета, которому внушили, что он Рафаэль. Опираясь на собственный уровень культуры, он использовал все знания о Рафаэле, и эти сведения стали его самосознанием. Испытуемый с внушенной «вторичной личностью чувствовал себя творцом; после эксперимента у него повышался творческий потенциал».

Гипноз предоставляет возможность не только умножать творческие способности, причем в различных областях знаний, но и определять неведомые ранее таланты, данные человеку от



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: