Орфоэпические нормы

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте безударного орфографического о всегда произносится гласный, близкий к [а]: в[а]д а (вода), [а]кн о (окно), а на месте орфографических а, я, е – гласный, близкий к [и]: и ]сы (часы), [пи]т и (пяти), [ви]д у (веду). Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова: г o po[m] (город), дy[n] (дуб); местоимение что произносится как [што].

Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: було[шн]ая и було[чн]ая (булочная); ви[ж'ж']ать и ви[жж]ать (визжатъ); до[ш'ш'] и до[шт] (дождь); [сэ]ссия и [с'э]ссия, твор о г и тв о рог, о тдал и отд а л.

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определённой постановке ударения.

Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: пон я ть, п о нял, понял а.

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а тлас и атл а с, з а мок и зам о к, мук а и м у ка, и рис и ир и с.

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ст е ны и стен ы, р у ки и рук и, нас ы пать (соверш. вид) и насып а тъ (несоверш. вид).

Особенно разнообразно, поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:

1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места (л е ктор, л е кторы, л е кторов…). В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: и наче и ин а че, мышл е ние и м ы шление. Неправильные формы многих слов неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего. Литературная норма требует произношения догов о ры, соз ы в, ср е дства.

2. Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык),то ударное окончание имеют формы косвенных падежей (стол а, стол о в; рубл я, рубл е й; язык а, язык о в).

3. Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед.ч. на окончание во мн. ч.: о круг – о круга, мн. ч. о круг а – округ о в; н о вость – н о вости, мн. ч. н о вости – новост е й; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн. ч.: сред а – сред ы мн. ч. ср е дысред, о ср е дах.

Приведём список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.

Правильно: аг е нт, агрон о мия, алког о ль, алфав и т, аргум е нт, аристокр а тия, бл а говест, вероиспов е дание, ветерин а рия, в е черя (тайная в е черя), газопров о д, г е незис, гастрон о мия, диал о г, диоптр и я, диспанс е р, догов о р, докум е нт, дос у г, дрем о та, Ев а нгелие, жалюз и, знамение, изобретение, иконопись, инсульт, каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, кремень, ломота, немота, недуг, некролог, нефтепровод, обеспечение, статуя, созыв, столяр.

Ударение в глаголах. Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных – глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм з в о нит, позв о нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звон и т, позвон и т.

Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также их производные с приставками следует запомнить, а в трудных случаях проверять себя по словарю: братьбрал а, бр а ло, бр а ли; быть – был а, б ы ло, б ы ли; доб ы тъдоб ы л, добыл а, доб ы ло, доб ы ли.

Ударение в прилагательных. В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в их кратких формах: бл и зок – близк а, в а жен – важн а. Приведём список прилагательных, в форме именительного падежа которых часто встречается неправильное ударение:

Правильно: валов о й, - а я, - о е; кедр о вый, -ая, -ое; луб о чный, -ая, -ое; менов о й, - а я, - о е; митинг о вый, -ая, -ое; к у хонный, -ая, -ое; наведённый, -ая, -ое; незаконнорождённый, -ая, -ое; н е нецкий, -ая, -ое; озл о бленный, -ая, -ое; опт о вый, -ая –ое; оценённый, -ая, -ое; очередн о й, - а я, - о е; порт о вый, -ая, -ое; проторённый, -ая, -ое; развит о й, - а я, - о е; с о гнутый, -ая, -ое; тигр о вый, -ая, -ое; госпит а льный, -ая, -ое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: