Деметра

Миф о Деметре и ее дочери Коре (позднее получившей имя Персефона) является основой посвященных богине элевсинских мистерий, проводившихся в античной Греции на протяжении более тысячи лет. Согласно мифу, однажды, собирая цветы на поле, Кора заметила нарцисс необычайной красоты. Когда девушка наклонилась, чтобы его сорвать, земля разверзлась, из глубин вышел правитель подземного мира Гадес и объявил Кору своей невестой (это было сделано с согласия Зевса). Деметра услышала крик дочери о помощи, после чего, как говорит Гомер, «сердце ее стиснула глубокая печаль... Деметра накинула на плечи траурную мантию и полетела, как птица, над морем, разыскивая свою дочь тут и там».

Девять дней богиня с факелом в руке искала дочь по всему свету, но тщетно. По совету Гекаты она наконец спросила о судьбе дочери у Гелиоса, и он открыл ей имя похитителя Коры и рассказал о соучастии Зевса. Объятая яростью и отчаянием богиня ушла с Олимпа в облике старухи и стала искать пристанища в людских селениях. Много испытаний выпало на долю Деметры, когда она пыталась вернуть дочь. Безутешная богиня плодородия перестала дарить свою энергию земле, и рост всего живого прекратился. Люди и боги молили Деметру возродить жизнь, но богиня оставалась непреклонной: она отказалась давать земле плодородие, пока ей не вернут дочь.

Наконец, Зевс послал в подземное царство Гермеса, чтобы тот упросил Гадеса вернуть деву. Владыка подземного царства неохотно согласился, но сумел убедить Персефону съесть перед уходом несколько гранатовых зерен. Эти съеденные Персефоной зерна скрепили ее союз с Гадесом. Позднее Деметра спросила у дочери, не принимала ли та какую-либо пищу в царстве Гадеса, ибо «Если ты там не вкушала пищи, то сможешь жить со мной на Олимпе. Если же вкушала, то придется тебе вернуться под землю».

К огромному огорчению Деметры, выяснилось, что Персефона съела гранатовые зерна. Однако в качестве компромиссного решения Зевс постановил, что Персефона будет жить треть года у мужа, а две трети — у матери. Деметра согласилась с этим предложением, и земля снова стала в изобилии приносить плоды.

Часто этот миф интерпретируют в ключе смены времен года: приход и уход богов и богинь ассоциируют с равноденствиями, солнцестояниями и подобными явлениями. Однако эта тема встречается в легендах многих народов, и хотя есть основания полагать, что многие мифы описывают реальные события, они также отображают определенные вселенские истины. В частности, это относится к преданиям, дошедшим до нас со времен Древней Греции.

В своих исследованиях психологических типов термин «синдром Персефоны» я использую для описания той стадии развития психики, когда человек пребывает в промежуточном состоянии между детством и зрелостью, вследствие чего «я» колеблется между трансперсональными частотами и теми угрюмыми глубинами подсознания, которые не поддаются полному осмыслению. «Персефона» — это тот редкостный тип людей, которые способны жить в двух мирах одновременно, избегая фрагментации личности. Эта тема выходит за рамки данной книги, но я подробно обсуждала ее в книге «Олимп», моем пособии по самоанализу, которое и рекомендую тем читателям, кого заинтересовал этот вопрос. С мифом о Персефоне связан зодиакальный знак Весы. В эзотерическом смысле этот миф открывает для души возможность сделать важнейший шаг из детства в зрелость.

Деметра олицетворяет интровертивное выражение анимы через тип матери, — матери во всех ее аспектах и проявлениях. В психологии есть теория, согласно которой всех женщин можно разделить на две категории: те, для кого первостепенное значение в жизни имеют их мужчины, и те, кого в первую очередь интересуют дети — а там хоть трава не расти. Греческая мифология описывает эти типы в образах Афродиты и Деметры. У обеих были дети, но Деметра настолько сильно привязана к дочери, что расставание с Персефоной побудило ее отказаться от реализации своей энергии (плодородие и сексуальность). Афродита же нередко оставляла своего сына Эроса без присмотра, и, пока мать развлекалась с любовниками, малыш забавлялся с эмоциями смертных и бессмертных. Еще один подход к материнским обязанностям воплощен в образе Геры. Она олицетворяет женщину, которая осознает свой социальный статус, понимает, что ее семья должна соответствовать определенным стандартам, и сделает все, чтобы от этих стандартов не отступить.

Статус «девственницы», или незамужней женщины, в контексте греческих архетипов не обязательно подразумевает половое воздержание. Речь идет скорее о своего рода автономности, когда энергии человека направляются не на исполнение материнской функции, а в общественную жизнь, учебу, сельскохозяйственную деятельность, заботу о животных или духовную работу. Это вполне естественно в контексте той культуры, откуда происходят эти архетипические фигуры, — культуры, где женщина, предпочитающая учебу семейной рутине, могла реализоваться в религиозной сфере. И в зависимости от того, в храме какого божества служила женщина, она могла проявить себя в качестве философа, учителя, оракула или священной проститутки. И если от жриц Артемиды действительно требовалось строгое воздержание, то на службе у Диониса или Афродиты телесные утехи были неотъемлемым атрибутом.

Таким образом, шесть олимпийских богинь, олицетворяющие различные аспекты фемининного начала, могут быть охарактеризованы следующим образом:

Ориентация на анимус Ориентация на аниму

Афина (экстраверт) Афродита (экстраверт)

Артемида (интроверт) Гера (интроверт)

Гестия (интроверт) Деметра (интроверт)

Любопытно, что шесть богов-мужчин, дополняющих эту схему, представлены четырьмя экстравертами и двумя интровертами.

Из приведенной выше модели ясно, что даже в рамках олимпийского пантеона, где доминируют мужчины, у женских божеств есть кое-какие козыри на руках (за исключением разве что Геры). В конце концов, именно женщине Афине (которая сражалась не ради битвы как таковой, а лишь для того, чтобы защитить себя и других) удалось победить Ареса, — а ведь он, будучи богом войны, чувствовал себя на поле битвы в своей стихии. Пояс Афродиты давал защиту даже от молний самого Отца Богов. Любой мужчина, осмелившийся нарушить покой Артемиды, бывал немедленно разорван на части ее псами. Деметра легко поставила на колени как богов, так и смертных, лишив их своей энергии плодородия. Нет ни одного свидетельства того, чтобы Гестия хоть раз столкнулась с божественным гневом Зевса или любого другого мужского олимпийского божества. Да и Гера, несмотря на все проблемы в браке, неизменно сохраняла свой царский статус. Очевидно, для Зевса стабильные отношения с женой были более важны, чем сексуальные утехи с молодыми нимфами и смертными женщинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: