Восточная женщина

До сих пор мы почти не говорили о Востоке — в частности, о Китае и Японии. В течение длительного периода сравнительно недавней истории на обширных территориях Китая сосуществовали различные религии. Основные три — даосизм, буддизм и конфуцианство. Китайская философия выделяет два начала в мироздании: Ян (мужское, горячее, сухое) и Инь (женское, холодное, влажное). С точки зрения китайцев, равновесие этих двух начал является необходимым условием духовного роста и постижения.

Китайская Гуань-Инь — это Великая Мать, «женщина, дающая детей», олицетворение начала Инь. В ипостаси Чан-Э, богини Луны, она приняла снадобье бессмертия, дарованное богами ее мужу, Совершенному лучнику И, а затем, опасаясь гнева супруга, скрылась на Луне. Гуань-Инь также обладала великой целительной силой, и ее знаменитое целительное святилище в храме Мяо Фэн Шань (Гора с Дивной Вершиной) в 60 км от Пекина до сих пор привлекает толпы паломников. Люди, страдающие от самых разных заболеваний, отправляются сюда за целительной энергией — подобно тому, как христиане отправляются в Лурд.

Богиню Тару, которая в некоторых направлениях буддизма олицетворяет Великую Мать, признают далеко за пределами Дальнего Востока. Этимологический корень ее имени известен от Индии до Ирландии: терах (иврит), туранис (галльский язык),туран (этрусский), таран (валлийский), торанн (ирландский). Отождествляемая с Матерью-Землей, она была одной из наиболее почитаемых богинь в доведической Индии. Равнина Тара в Ирландии была местом коронации местных королей в древности, там также проводили некоторые кельтские праздники.

Кали Ма, или Темная Мать, индуистская богиня созидания, сохранения и разрушения, более известна в своей разрушительной ипостаси, однако есть у нее и милостивый аспект. Лично мне кажется, что такие божества, имеющие много аспектов, в чем-то подобны зеркалу. Обращаясь к ним, мы вступаем в контакт с той или иной областью собственной психики — будь то тень (ид), рациональное мышление или трансперсональная сфера. Подобное притягивает подобное; мы создаем божества по собственному образу, а затем наблюдаем в них собственные бессознательные страхи, проблемы и надежды. Индуистские божества многочисленны и сложны, однако у них у всех есть соответствия с божествами других народов соответствующих периодов — и это служит прекрасным подтверждением теории «единого источника», которую поддерживают многие исследователи.

Одним из дошедших до наших дней отголосков прошлого является непальский культ Живой Богини — традиция, насчитывающая более 600 лет. Живую Богиню избирают в возрасте от двух до четырех лет и поклоняются ей как божеству до двенадцатилетнего возраста. Кандидаток на выполнение этой функции выдвигают родители. Претендентки должны быть красивыми, без физических изъянов, и еще им необходимо пройти испытание на храбрость. Девочку оставляют в комнате, едва освещаемой огоньком мерцающей свечи, в компании отрубленных голов диких зверей. Побеждает та, кто не плачет и не зовет на помощь. Живой Богине поклоняется король Непала, члены его правительства и миллионы его подданных. Та, кому достается эта роль, не получает образования и выходит на свет дня только семь раз в году — чтобы простые люди могли ее узреть и поклониться.

С достижением половой зрелости Живая Богиня утрачивает невинность, а вместе с ней статус божественности в глазах непальцев. Затем девушка возвращается в мир, не имея практически никаких шансов выйти замуж, ибо легенда гласит, что мужчина, который женится на Живой Богине, не проживет более шести месяцев. Очень жаль этих маленьких девочек, которые подвергаются таким лишениям во имя Богини, однако древние традиции очень стойки, и даже те из них, что связаны с женским началом, не всегда бывают добрыми и милосердными. Любой непалец, несомненно, объяснит вам,что дух девочки, очевидно, еще до рождения выбрал эту роль в соответствии со своей кармой, прекрасно осознавая, какие уроки и лишения его ждут, так что, в конечном счете, кто мы такие, чтобы судить?

В японской мифологии мы встречаемся с солнечной богиней Аматэрасу и двумя ее братьями — Сусаноо, богом грозы, и Цукуёми, богом Луны. Однако более древний миф рассказывает о том, что было семь поколений богов, и к последнему поколению принадлежали Идзанаги и Идзанами. Идзанаги вымыл из глазницы свой левый глаз и родил Солнце (Аматэрасу). Затем он вымыл из глазницы правый глаз и родил Луну, которая, согласно этому варианту мифа, тоже женского пола. Этот миф перекликается с мифом о глазах Ра. Один глаз Ра достался Гору, а другой — Сехмет, или Хатор, а позже Бает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: