double arrow

Иудаизм


До сегодняшнего дня еврейских мальчиков учат ежедневно возносить такую молитву: «Благословен Ты, о Господь Бог наш, властелин Вселенной, не сделавший меня женщиной!»

Два народа, иудеи и израильтяне, некогда создали изолированное патриархальное общество, в котором религия была всецело основана на поклонении мужскому божеству. Этого бога зовут Яхве, или Иегова, — имя, искусственно составленное из гласных звуков слова Адонай («Господь») и согласных YHVH (йод-хе-вау-хе), носящих название Тетраграмматон. Изначально эта четырехбуквенная шифрограмма применялась для того, чтобы не произносить вслух имя Бога, ибо это влечет за собой проклятие. Фактически, в разных семитских диалектах существовало много различных вариантов произнесения этого имени: Йаху, Йах, Еуд, Еу, Яхве, Иахве, Йахо, Яо, а также Иешуа, или Ешуа (откуда пошло латинское Иисус и английское Джошуа). Уокер полагает, что это имя происходит от имени ханаанской богини Луны Йарих, которая изначально, вероятно, обладала андрогинным обликом. У ханаанской богини-матери, слоноподобной Анат, также был муж по имени Яхве. Уокер отмечает:

Имя бога, произносившееся как Йахо, Яо или Иеу, использовалось по отношению к Зевсу-Сабазию в ипостаси ночного солнца. Подобно Сатурну, он был подземным богом смерти. Евреи называли его Саваофом — «Властелином призраков». Его латинское имя происходит от тех же корней: Иу-питер, «Отец Иу», или Юпитер.

До сих пор идут жаркие споры о том, как этот народ обрел патриархальную религию и социальную структуру, не похожую на то, что было у окружающих народов, однако невозможно игнорировать индоарийскую составляющую приведенных выше этимологических связей, притом что «Зевс» — это греческая форма санскритского Дъяус-Питар («Отец- Небеса»).

Мэрлин Стоун упоминает аммонитов из Ханаана, народ, с которым часто конфликтовали евреи. У аммонитов женщины нередко занимали официальные должности. Стоун цитирует археолога Б. Ландеса: «Верховенство женщины было у кочевых племен в порядке вещей». Достоверно известно, что в VIII и VII столетиях до н. э. многими арабскими государствами и племенами правили женщины,например царица Шева (ок. 950 г. до н. э.).

Статус израильской женщины в те времена разительно контрастировал с положением женщин соседних народов, обладавших широкими экономическими, юридическими и социальными правами. Тексты писаний упоминают израильские законы начиная со времен Моисея (ок. 1300-1250 гг. до н.э.), и они строго соблюдались до падения северного (израильского) царства в 722 г. до н. э. и южного (иудейского) царства в 586 г. до н. э. Те же законы и доныне можно прочесть в Ветхом Завете иудео-христианской Библии. Стоун приводит следующие наблюдения археолога и священника Роланда де Бокса, взятые из его книги «Древний Израиль»:

Социальное и юридическое положение жены израильтянина было намного хуже, чем у женщин из окружающих стран... Все тексты указывают на то, что израильтяне передавали имущество и право представлять наследие предков сыновьям... Муж мог развестись с женой... Жена не могла потребовать развода... Жена называла мужа «ба'ал», или хозяин; а еще она называла его «адон», или господин; фактически, она обращалась к нему как рабыня к хозяину или подчиненный к царю. В десяти заповедях жена упомянута среди имущества мужчины... и женщина всю жизнь остается на вторых ролях. Жена не получает наследства от мужа, так же как дочь — от отца. Исключение составляют лишь те случаи, когда в семье нет наследника-мужчины. Клятва девушки или замужней женщины имеет силу только в том случае, если ее подтвердит своим словом отец или муж, а если тот свое согласие отзовет, то клятва аннулируется. Мужчина имеет право продать свою дочь. Женщины не играли никакой роли в процессе наследования власти.

Еврейская вера полностью исключала выполнение женщиной священнических функций — в других культурах Ближнего Востока ничего подобного не было. Например,у ассирийцев жрицам даже отдавали предпочтение, а у финикийцев была отдельная женская жреческая иерархия, возглавляемая верховной жрицей. Принимая во внимание все это, не приходится удивляться, что Петр так враждебно относился к Магдалине (см. главу 6). Кроме того, поскольку Иисус брал к себе в ученики женщин и даже установил с одной из них особо теплые отношения (если верить гностическим евангелиям), то это тоже определенным образом характеризует Христа. Однако теологи поспешат нас заверить, что апокрифические и псевдоэпиграфические тексты не пользуются признанием среди ортодоксальных богословов, а поэтому не могут считаться полноценным источником христианского вероучения.

Помимо того что еврейский закон отказывал женщинам в праве на деньги, имущество и наследство, женщину могли побить камнями или сжечь за утрату девственности до брака. А если женщина становилась жертвой насильника, ее заставляли выйти за него замуж. Если же на момент изнасилования она была помолвлена или состояла в браке, то ее побивали камнями за то, что ее изнасиловали. Это неравенство полов принимало совершенно неожиданные формы: в могилу тело мужа клали выше, чем тело жены, чтобы она и после смерти сохранила униженный статус.

Царицам иногда удавалось проскользнуть сквозь патриархальную сеть — как это удалось царице Мааках, — но даже их, как правило, рано или поздно обвиняли в «язычестве» или «варварстве». В 842 году до н. э. Аталия, дочь царицы Иезавель, утвердилась на иудейском троне и продержалась на нем целых шесть лет. В годы своего правления она, к ужасу иудейских священников, предприняла попытку установить языческую религию. Еврейский закон запрещает женщине править самостоятельно, но, несмотря на это, свергнуть Аталию оказалось трудно — пришлось организовать самую настоящую революцию. Бабка и дед Аталии были верховными жрецами Ашторет и Ваала в Сидоне, где они гоже правили как царь и царица. Т аким образом, убийство их дочери, Иезевель, которая также тесно ассоциировалась с древней религией, могло быть воспринято как политическое оскорбление Богини и ее культа.

Фундаментализм не есть явление, характерное для какой-то одной религии, и хотя в наше время некоторые ветви иудаизма либерализиро- вались, остается много таких, которые предпочитают твердо придерживаться древних традиций и архаичных законов. Однако, независимо от нашей веры, приятно видеть по телевизору выступления рабби Юлии Нойбергер — хотя, несомненно, среди иудеев есть немало традиционалистов, которых от ее речей охватывает неподдельный ужас!

Некоторые иудейские сексуальные табу — например, строгое воздержание во время месячных и после рождения ребенка — обсуждались в 1989 году в цикле передач, посвященных менструации. Еврейские женщины считаются «нечистыми» в течение сорока (7 плюс 33) дней после рождения мальчика и в течение восьмидесяти (14 плюс 66) дней после рождения девочки (очевидно, нечистота мамы усугубляется нечистотой ребенка женского пола). Некоторые еврейские женщины, у кого брали интервью для этой программы, высказались положительно по поводу данной традиции, поскольку видят в ней шанс для мужа и жены узнать друг друга как людей, а не только как половых партнеров. Они рассказали, что этот древний закон помогает супругам завязать по-настоящему дружеские отношения и многие из них, если не все, вполне довольны иудейскими традициями в данной сфере.


Сейчас читают про: