double arrow

Зак. 235


кой, политической, социальной, военной и иных сферах деятельности.

В реализации этой функции участвуют органы всех ветвей государственной власти. Представительные органы делают это путем законодательной деятельности и контроля. На исполнительно-распорядительные орга­ны возлагается задача непосредственной организации ее осуществления. Так, согласно ст.114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граж­дан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью".

Для выполнения этой конституционной задачи соз­даются и действуют такие органы исполнительной влас­ти, как Министерство юстиции, Министерство внутрен­них дел, Федеральная служба безопасности РФ и др. Особое место занимают органы судебной власти и про­куратуры. Так, статья 1 федерального закона "О проку­ратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г. устанавливает, что "Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная си­стема органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов".

5. Экологическая (природоохранительная) фун­кция государства-представляет собой совокупность мер по охране и научно обоснованному, рациональному ис­пользованию земли и ее недр, водных ресурсов, расти­тельного и животного мира, атмосферного воздуха.

Согласно Конституции РФ Правительство Россий­ской Федерации обеспечивает проведение экологической политики государства [ст.114 п. в) Конституции РФ]. В реализации экологической функции участвуют боль­шинство федеральных органов исполнительной власти такие, как министерства топлива и энергетики, эконо­мики, сельского хозяйства и продовольствия и др. Су­ществуют и специально созданные в этих целях органы -Государственный комитет по охране окружающей среды, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Фе­деральная служба лесного хозяйства и др.

Внешние функции Российского государства:


1. Функция сотрудничества с другими государ­ствами, представляющая собой деятельность государст­ва по организации международного экономического со­трудничества; политического сотрудничества, особенно в вопросах войны и мира; культурного и научно-техничес­кого сотрудничества; сотрудничества в области исполь­зования и охраны окружающей среды. Реализация этой функции осуществляется на основе как национального законодательства, так и международно-правовых догово­ров и соглашений.

При этом ведущее место занимает Президент РФ, который определяет в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации основные направления внешней по­литики Российской Федерации; представляет Россий­скую Федерацию в международных отношениях (ст.80 Конституции РФ); осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломати­ческих представителей (ст.86 Конституции РФ).

Руководство осуществлением мер по реализации внешней политики Российской Федерации согласно CT.U4 Конституции РФ возлагается на Правительство Российской Федерации. Непосредственное участие в осуществлении этой функции принимают такие органы исполнительной федеральной власти, как Министерство иностранных дел, которому отводится главная роль в этой работе, Министерство внешних экономических свя­зей, Министерство по сотрудничеству с государствами-. участниками СНГ, Российское космическое агентство, Федеральная миграционная служба и др.

2. Функция обороны страны (защиты Оте­чества), представляющая собой систему политичес­ких, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к "защите от вооруженного нападения, а также собствен­но защиты населения, территории и суверенитета Рос­сийской Федерации. Оборона является элементом без­опасности государства и одной из важнейших его функ­ций.


Необходимость существования этой функции обус­ловлена объективной реальностью и закреплена в ст.4 Конституции РФ: ""Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". На современном этапе развития международной обста­новки угроза крупномасштабной войны значительно снизилась, однако сдержать потенциального агрессора может только опора на военную мощь.

Значимость обороны и строительства Вооруженных Сил обусловили отнесение э<их вопросов к ведению Рос­сийской Федерации. Согласно ст.71 Конституции РФ ведению Российской Федерации в этой области подле­жат: вопросы войны и мира; оборона и безопасность;

оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и дру­гого военного имущества; определение статуса и защита государственой границы, территориального моря, воз­душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Кроме выше названных полномочий, имеющих не­посредственное отношение к сфере обороны и военного строительства, к ведению Федерации отнесены: приня­тие и изменение федеральных законов; установление системы федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная собственность и управле­ние ею; осуществление федеральных программ; феде­ральный бюджет; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; феде­ральный транспорт, информация и связь; внешняя по­литика; судоустройство и прокуратура; государственные награды и почетные звания; федеральная государствен­ная служба и др.

Конституция РФ определяет компетенцию высших органов государственной власти в области руководства обороной и военным строительством.

В нормах главы 1 Конституции Российской Феде­рации Российское государство характеризуется как де­мократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления. Рас­смотрим кратко содержание этих конституционных ха­рактеристик государства.


Демократическим, оно является потому, что приз­нает носителем суверенитета и единственным источни­ком власти многонациональный народ Российской Фе­дерации. Кроме того, государство, согласно Конституции РФ, в полном объеме обеспечивает права и свободы че­ловека, видит в этом свою главную задачу. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными.

Федеративное государство. Россия является феде­ративным государством, так как она состоит из 89 рав­ноправных субъектов, перечень которых дан в ст.65 Конституции Российской Федерации. Среди этих субъ­ектов 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города фе­дерального значения, одна автономная область и 10 ав­тономных округов.' Республики, автономная область и автономные округа созданы по национально-территори­альному принципу, остальные субъекты - по админи­стративно-территориальному принципу.

Следует подчеркнуть, что федеративное устройство нашего государства основано на государственной целост­ности, единстве системы государственной власти, раз­граничении предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов.

Правовое государство. Это означает, что в Россий­ской Федерации действует законодательная система, направленная прежде всего на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В нем обеспечена независимость суда как главного механизма реализации этих прав и свобод. Для правового государства характерно верховен­ство конституции по отношению ко всем иным норма­тивным актам и приоритет норм международного пра­ва. В нем обеспечивается также обязательность требо­ваний закона не только для граждан, но -и для госу­дарства в целом и всех его органов.

Социальное государство. Это означает, что полити­ка государства направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века. Как подчеркивается в ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье лю­дей, устанавливается гарантированный минимальный


-размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защи­ты.

Светское государство. Это конституционное опре­деление Российской Федерации означает, что государ­ство и религиозные объединения отделены друг от дру­га. Никакая религия в России, согласно ст. 14 Кон­ституции РФ, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Особое значение для многоконфессиональной страны, каковой являет­ся Россия, имеет конституционное закрепление ра­венства всех религиозных объединений перед законом. В связи с конституционным закреплением светского характера Российской Федерации Федеральный закон об основах государственной службы от 31 июля 1995 года запрещает государственным служащим использо­вать свое служебное положение в интересах религиоз­ных объединений для пропаганды отношения к ним. Хотя Конституция РФ не закрепляет положение об от­делении школы от религии. Закон о свободе вероиспове­дания от 25 октября 1990 года содержит норму о свет­ском характере государственного образования (ст.9 За­кона).

Республиканская форма правления. В настоя­щее время известны две основные формы правления:

республика и монархия. Статья 1 Конституции РФ закрепила для Российской Федерации республиканскую форму правления. Это означает выборность главы госу­дарства и высшего органа законодательной власти -парламента. Хотя Конституция Российской Федерации не закрепляет непосредственно вид„ республики (парламентская или президентская), анализ консти­туционных норм, устанавливающих порядок форми­рования и компетенцию высших органов государ­ственной власти, показывает, что в России устано­влен президентский вид республиканской формы прав­ления.


§ 2. Конституционное регулирование деятельности общественных объединений •

Важное место в политической системе, как меха­низме реализации суверенитета народа; занимают обще­ственные объединения. Право граждан России на созда­ние этих объединений закреплено в ст.30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов. Свобода дея­тельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем.

Основы правового статуса общественных объедине­ний закреплены в ст. 13 Конституции РФ, которая опре­деляет принцип идеологического многообразия и под­черкивает, что "никакая идеология не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной". В этой статье Конституции закрепляется принцип полити­ческого многообразия и многопартийности, а также важное положение о том, что "общественные объедине­ния равны перед законом".

В соответствии с общепризнанными нормами меж­дународного права Конституция Российской Федерации устанавливает ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Статья 13 п. 5 определяет:

"Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни".

Общественные организации, созданные и зареги­стрированные в установленном законом порядке, уча­ствуют в решении задач управления обществом и госу­дарством в пределах своих уставных положений.

Государство и общественные объединения являются самостоятельными элементами политической системы, механизма народовластия. Каждый из них образуется в установленном порядке, имеет свою структуру, задачи и


функции. Вместе с тем эти элементы тесно взаимодей­ствуют между собой при приоритетной роли государства.

Согласно ст. 30 Конституции РФ государство яв­ляется гарантом свободной деятельности общественных объединений и предоставляет гражданам конституцион­ное право создавать эти объединения. Государство через свои органы в ряде случаев санкционирует само созда­ние общественных объединений и определяет их право­вое положение в регистрируемых уставных.документах. Оно создает необходимые условия, в том числе матери­альные, для деятельности некоторых' объединений, а также охраняет права и законные интересы обществен­ных объединений и их членов.

В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральными законами "Об общественных объединениях" (от 19 мая 199& года) и "О некоммерческих организациях" (от 12 января 1996 года).

Согласно ст. 5 Федерального закона "Об обществен­ных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммер­ческое формирование, созданное по инициативе граж­дан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе обще­ственного объединения.

Основными видами общественных объединений яв­ляются: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские органи­зации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просве­тительские, физкультурно-спортивные и иные добро­вольные общества, творческие союзы, землячества, фон­ды, ассоциации и др.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разре­шения органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления. Создаваемые общественные объ­единения должны регистрироваться в установленном законом порядке и могут приобретать права юридиче­ского лица.

Учредителями, членами и участниками обществен­ного объединения могут быть как физические, так и юридические лица.


Организационно-правовыми формами обществен­ных объединений являются: общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объ­единение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов не­коммерческих фондов и представляет собой, не имеющее членства общественное объединение, цель которого за­ключается в формировании имущества на основе добро­вольных взносов, иных, не запрещенных законом по­ступлений, и использование данного имущества на об­щественно полезные цели.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объедине­ния.

Орган общественной самодеятельности. Им яв­ляется не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различ­ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его созда­ния.

Общественные объединения независимо от их орга­низационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе уч­редительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. Правоспособность таких союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента государственной регистрации.


По территориальной сфере деятельности общест­венные объединения подразделяются на общероссий­ские, межрегиональные и местные.

Принципы создания и деятельности общественных объединений: равенство перед законом; добровольность;

равноправие; самоуправление; законность; свобода в определении своей структуры, целей, форм и методов деятельности; гласность; открытость и общедоступность информации об учредительных и программных доку­ментах. rf

Законодательство конкретизирует отношения госу­дарства и общественных объединений. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятель­ность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, пред­усмотренных законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и за­конных интересов общественных объединений, оказы­вает поддержку их деятельности, законодательно регу­лирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выра­жаться в виде целевого финансирования отдельных об­щественно полезных программ общественных объедине­ний по их заявкам (государственные гранты); заключе­ния любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ не­ограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, ре­шаются органами государственной власти и местного самоуправления с участием общественных объединений или по согласованию с ними.

Важное значение для создания и деятельности об­щественного объединения имеет Устав. Устав определя­ет: название, цели и организационно-правовую форму объединения; его структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы*, территорию деятельности; условия


и порядок приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения; компетенцию и по­рядок формирования руководящих органов, сроки пол­номочий и местонахождения; порядок внесения измене­ний и дополнений в устав; источники формирования денежных средств и иного имущества; порядок реорга­низации и ликвидации и т.д.

Важное юридическое последствие имеет факт госу­дарственной регистрации общественного объединения. Оно вправе не регистрироваться в органах юстиции, но в таком случае общественное объединение не приобретет прав юридического лица.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений произво­дится Министерством юстиции Российской Федерации;

межрегионального - органами юстиции по местона­хождению руководящего органа; регионального и мест­ного - органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации необходимы сле­дующие документы:

- заявление в регистрирующий орган, подписанный членами постоянно действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого;

- устав общественного объединения в двух экзем­плярах;

- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания;

- сведения об учредителях;

- документ об уплате регистрационного сбора;

- документ о предоставлении юридического адреса;

- протоколы учредительных съездов структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений и др.

Органы, регистрирующие общественные объедине­ния, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомле­ния.

Основаниями, для отказа в регистрации являются:

противоречие положений устава Конституции РФ и за­конодательству; отсутствие полного перечня учредитель­ных документов; ранняя регистрация объединения с тем


же названием на той же территории и др. Отказ, от реги­страции может быть обжалован в суде.

Закон подробно регламентирует права и обязан­ности общественного объединения. Среди обязанностей на первом месте стоит требование соблюдать законода­тельство Российской Федерации, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, касающиеся сфе­ры его деятельности, а также нормы, предусмотренные Уставом и иными учредительными документами.

Для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, закрепляется право на собствен­ность; указываются источники формирования имущест­ва; устанавливаются субъекты права собственности, регламентируются вопросы предпринимательской дея­тельности.

Закон регулирует вопросы ответственности госу­дарства и его органов, а также общественных объедине­ний за нарушения законодательства об общественных объединениях. Ответственность установлена уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основа­нием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной органи­зации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом. Не допускается требование на указание в официальных документах членства в том или ином общественном объединении. На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и страховании.

Законодательство об общественных объединениях, устанавливая их права и условия деятельности, закреп­ляет и права по участию в осуществлении народо­властия: участие в формировании органов государствен­ной власти; участие в выработке решений этими орга­нами; представление и защита Законных интересов сво­их членов в государственных общественных органах.

Законодательством определены основные направле­ния деятельности различных видов общественных объ­единений.


77

Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через из­бранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести предвыборную аги­тацию, оформлять депутатские группы и фракции.

Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что военно­служащие и лица, занимающие должности в правоох­ранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями пар­тий и массовых общественных движений.

Профессиональные союзы представляют и защи­щают интересы членов профсоюзов в области производ­ства, социально-экономической и культурной сферах, во взаимоотношениях с государственными органами, хо­зяйственными организациями и иными «объединениями. Все профессиональные союзы равны перед законом. Бо­лее подробно статус профсоюзов регулируется законода­тельством, в котором устанавливается, что профессио­нальный союз (профсоюз) является добровольной обще­ственной организацией, объединяющей трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономичес­ких прав и интересов своих членов.

Закон регулирует порядок образования профсою­зов, устанавливает принцип независимости их деятель­ности от государственных органов, политических и дру-' гих общественных организаций; запрещает дискримина­цию граждан по признаку принадлежности к профсоюзу.

Законодательство закрепляет право профсоюзов на участие в управлении государственной и общественной жизнью; защиту конституционного права на труд для своих членов; право на ведение переговоров с админи­страцией и заключение коллективных договоров и со­глашений; право контроля за соблюдением законода­тельства о труде администрацией и собственниками;

право на объявление забастовки и др. В законодательст-


ве установлены также гарантии прав профессиональных союзов со стороны государства и его органов.

§ 3. Институты непосредственной демократии

Конституция Российской Федерации, закрепив по­ложение о том, что носителем суверенитета и един­ственным источником власти является многонациональ­ный народ, устанавливает: "Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и сво­бодные выборы" (ст.З п.З Конституции РФ). Данное положение включено в. число основ конституционного строя Российской Федерации.

Значение выборов в осуществлении народовластия, порядок их организации будут рассмотрены в одной из последующих глав учебника. В настоящем параграфе анализируются проблемы, связанные с правовым регу­лированием проведения референдума как основной фор­мы непосредственной демократии.

Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конститу­ции РФ как форма реализации права граждан на уча­стие в управлении делами государства.

Согласно ст.84 Конституции РФ Президент Россий­ской Федерации назначает референдум в порядке, уста­новленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения рефе­рендумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непо­средственной демократии. Эта значимость подтверждает­ся также положением ст.92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Фе­дерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.

Конституция РФ устанавливает, что путем всена­родного голосования принимается проект новой Консти­туции РФ, разработанный Конституционным Собранием


<у •

в случае необходимости пересмотра глав 1,2 и 9 Консти­туции РФ. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается приня­той, если за нее проголосовало более половины избира­телей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Федеральный конституционный закон "О референ­думе Российской Федерации" был принят Государствен­ной Думой 7 июля 1995 года, одобрен Советом Федера­ции 3 октября 1995 года и подписан Президентом РФ 10 октября 1995 года. В ст.1 Закона установлено, что рефе­рендум Российской Федерации - всенародное голосова­ние граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государствен­ного значения. Референдум Российской федерации на­ряду со свободными выборами является высшим непо­средственным выражением власти народа.

Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референду­ма голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособ­ным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Феде­рации;

2) досрочного прекращения или продления полно­мочий Президента Российской Федерации, Совета Фе­дерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

3) принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обяза­тельств государства;


4) введения, изменения и отмены федеральных на­логов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обес­печению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные га­рантии их реализации.

Федеральный закон устанавливает обстоятельства, исключающие проведение референдума: условия военно­го или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

При подготовке и проведении референдума исполь­зуется русский язык и государственные языки респу­блик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Субъектами права инициативы проведения ре­ферендума являются: не менее двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта Рос­сийской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов из них; Конституционное Собрание в случае, предусмот­ренном ст. 13 5 п.З Конституции Российской Федерации (по вопросу принятия Конституции РФ).

Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на'участие в референдуме, а равно об­щероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в федеральных органах госу­дарственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведе­нии референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы.


Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство ее членов, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве указываются: фор­мулировка вопроса для вынесения на референдум; субъ­екты Российской Федерации для сбора подписей; дан­ные о членах инициативной группы и лицах, уполно­моченных действовать от имени группы.

Основанием для отказа в регистрации инициатив­ной группы может быть только нарушение ею положе­ний Конституции Российской Федерации и закона о ре­ферендуме.

В законе установлен подробный порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референ­дума, требования к подписным листам; порядок провер­ки и подсчета подписей; полномочия Центральной изби­рательной комиссии Российской Федерации по проверке правильности сбора подписей; порядок* реализации инициативы Конституционного Собрания о проведении референдума.

Назначение референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации. До принятия реше­ния в течение десяти дней со дня поступления к нему материалов Президент РФ направляет их в Конституци­онный Суд РФ с запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд в течение ме­сяца направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом со­блюдения всех требований Президент Российской Феде­рации обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ. 'В случае отрицательного решения Суда все проце­дуры прекращаются.

В указе о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех меся­цев со дня опубликования указа.

Руководство проведением референдума Российской Федерации осуществляют:

1) Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации;


az

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;

4) участковые комиссии по проведению референду­ма.

В законе определены порядок формирования и пол­номочия этих комиссий, статус членов комиссий и ре­шены вопросы организации их деятельности. Решения и действия (воздействие) комиуий по проведению рефе­рендума могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые образует гла­ва местной администрации по согласованию с соответ­ствующей территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных, предоставляе­мых главой местной администрации.

Агитация по вопросам, вынесенным на рефе­рендум. Граждане Российской Федерации, обществен­ные объединения вправе в любых допускаемых законом формах беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: федеральным органам власти, органам субъектов Российской Федерации местного самоуправления, а также их должностным ли­цам при исполнении служебных обязанностей; воинским частям, учреждениям и организациям; благотворитель­ным организациям и религиозным объединениям; чле­нам избирательных комиссий и комиссий по референ­думу.

Голосование и определение результатов рефе­рендума. В законе регламентируется порядок оборудо­вания помещений для голосования, требования к бюлле-


оо

теню для голосования и порядок его заполнения. На всех участках референдума, в том числе за пределами территории Российской Федерации, голосование прово­дится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до прове­дения референдума.

Голосование осуществляется лично. На участках референдума обеспечиваются все условия для соблюде­ния тайны голосования, для обеспечения возможности проголосовать каждому, имеющему право участия в ре­ферендуме. Контроль за соблюдением порядка в поме­щении для голосования возлагается на председателя участковой комиссии.

Подсчет голосов проводится непосредственно чле­нами участковой комиссии. В протоколы по итогам го­лосования, составляемые участковой комиссией, вносят­ся следующие данные: число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участ­ку; число бюллетеней, полученных участковой комис­сией; число выданных открепительных удостоверений и предъявленных на участке; число бюллетеней, выдан­ных на участке для голосования; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; число недействительных бюллетеней;

число голосов, поданных "за" и "против". Протоколы участковых комиссий направляются в территориальную комиссию, где составляется протокол об итогах голосо­вания по соответствующей территории. В свою очередь, на основании этих протоколов устанавливаются итоги голосования на территории субъекта Федерации, а затем по протоколам комиссий субъектов определяются ре­зультаты референдума на территории Российской Фе­дерации.

Принятое решение по итогам голосования подле­жит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной ^комиссией референдума не позднее трех дней после определения результатов. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является обще­обязательным и не нуждается в дополнительном утвер­ждении. Оно может быть отменено или изменено не ина­че как путем принятия решения на новом референдуме.


Проблемные вопросы темы:

В связи с коренными изменениями в характере общественного устройства Российской Федерации перед наукой конституционного права встают вопросы необхо­димости исследований структуры И принципов полити­ческой системы, определения социальной сущности го­сударства, его задач, целей и функций. Необходим так­же новый подход в анализе места политических партий, других общественных объединений в осуществлении на­родовластия. Наиболее актуальной задачей для науки является разработка, теоретическое обоснование проек­тов законодательных актов, принятие которых пред­усмотрено Конституцией Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Назовите элементы механизма народовластия.

2. Что такое государство?

3. Каковы признаки государства?

4. Охарактеризуйте внутренние и внешние функции государства.

5. Перечислите виды общественных объединений.

6. С какой целью создаются партии, профсоюзы?

7. Как соотносятся государство и общественные объ­единения?

8. Какие ограничения установлены законом для орга­низации и деятельности общественных объедине­ний?

9. Перечислите виды и полномочия комиссий по рефе­рендуму.

10. Каков порядок определения результатов референду­ма?

Глава 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: