Законодательные источники дисциплины «Правоохранительные органы РФ»

Организация и деятельность государственных органов и негосударст­венных образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юри­дической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (видам источников). По предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы - Конституция РФ. К другой группе нормативных актов относятся такие законы и другие источники права, которые посвящены организации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; об органах безопасности; об органах расследования преступлений; о налого­вой полиции, о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполни­тельной системы; о нотариате; об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения правопорядка. Судебная система РФ ус­танавливается Конституцией и ФКЗ. Конституцией же определено, что полномочия, порядок образова­ния и деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ и иных федеральных судов устанавливаются ФКЗ. Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает ФКЗ «О судебной системе РФ». Органи­зация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах. Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регули­рующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция РФ. Вторую ступень занимают ФКЗ, а за­тем - ФЗ. Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодатель­ных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить сложно. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных право­вых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учеб­ная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих гос. организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответствен­ную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщатель­ности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судеб­ных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы лю­дей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам. Для характеристики массива правовых актов о правоохрани­тельных органах существенно также то, что в этом массиве сосуще­ствуют акты разного юридического значения (разной юридической силы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: