Предмет и значение дисциплины «Правоохранительные органы РФ»

В отличие от многих других курсов юр.дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, адм., уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юр. основы. В определенном смысле этот курс - синтети­ческая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические ин­ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые являются предме­том изучения. Наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвящены правоохранительным органам. В их числе: Конституция РФ, ГПК, УПК, АПК и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены от­дельным правоохранительным органам, например, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФКЗ «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных судах РФ», Закон «О судо­устройстве РСФСР», ФЗ «О прокуратуре РФ», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а

также ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1 и др. Устройство органов в их совокуп­ности и каждого из них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна входить в курс, но только в той степени, в какой это связано с вы­полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга­нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ­ций и реализации основных направлений деятельности. Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих пра­воохранительную деятельность органов, которые функционировали и ранее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподава­лось «Судоустройство». Затем в 50-х гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-х гг.- курс «Суд и правосудие». В 1988 г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы». Тем самым была под­черкнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское вре­мя, как и в прежней России, не было. Это прежде всего – КС РФ, а также арбитражные суды и частные детективные и охранные службы. Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло­жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по­нятное изложение изучаемой юридической дисциплины. курс «Правоохранительные органы» является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохра­нительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юрис­пруденции. Но есть и другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые приме­няются судами, прокуратурой, органами расследования в борьбе с преступ­ностью и всеми правонарушениями. Через призму этих отношений попыта­емся выяснить связь названного курса с другими. Наиболее тесна связь курса «Правоохранительные органы» с кон­ституционным правом, которое является базовым для правоохра­нительной деятельности. Конституционное право устанавливает основ­ные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский над­зор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохрани­тельной деятельности, определяются основные полномочия правоохрани­тельных органов, права и обязанности других субъектов правоохрани­тельной деятельности.

Связь административного права с курсом о правоохрани­тельных органах заключается прежде всего в том, что оно изучает деятель­ность органов государственного управления, в рамках которого выполня­ются многие правоохранительные функции, включая противодействие пре­ступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные ор­ганы широко применяют нормы административного права, например, при обеспечении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природ­ных заповедников.

В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регла­ментируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов про­цессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права по­дозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, ока­завшихся в сфере уголовного процесса.

Курс «Прокурорский надзор» тесно связан не только с выпол­нением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных органов. В нем определяются формы и методы осу­ществления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выпол­нения другими правоохранительными органами возложенных на них функ­ций. Этим курсом существенно углубляются знания учащихся о прокура­туре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: