1. Что определило возникновение педагогики как науки? Отметьте правильный ответ:
1) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
2) забота родителей о счастье детей;
3) биологический закон сохранения рода;
4) прогресс науки и техники.
2. Какое из приведённых ниже утверждений наиболее правильно определяет педагогику?
А. Педагогика изучает закономерности развития ребёнка и определяет пути его воспитания.
Б. Педагогика занимается изучением вопросов обучения подрастающего поколения.
В. Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека.
Г. Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
3. Составьте таблицу «Взаимосвязь педагогики с другими науками»
Наука | Прямая связь с педагогикой (как данная наука влияет на педагогику, как в педагогике используются научные разработки данной науки) | Обратная связь (как педагогика влияет на данную науку) |
4. Заполните следующую таблицу.
Содержание образования – это … | Признаки понятия | Совпадающие | Несовпадающие |
«…система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П.Есипов, Н.К.Гончаров) | |||
«…основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А.Ильина) | |||
«… научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» (И.Т.Огородникова) | |||
«…во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитание типологических качеств поведения, в-третьих, умственное и физическое развитие человека» (В.С.Леднев) | |||
«…та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С.Безрукова) | |||
«…система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» (И.П.Подласый) |
5. Дайте краткую характеристику двум теориям отбора содержания образования, заполняя таблицу. Воспользуйтесь изданиями: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2009., или Педагогика / В. А. Сластёнин и др. – М., 1998., или Сластёнин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
Основные характеристики | Теории | ||
Материальная (дидактический материализм или дидактический энциклопедизм) | Формальная (дидактический формализм) | ||
Время возникновения и основные представители | |||
Основные положения | |||
Достоинства | |||
Недостатки | |||
6. Докажите тезисы, характеризующие функции современного образования. Воспользуйтесь изданием: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2009. С. 63-67
Образование является одним из оптимальных способов вхождения человека в мир науки и культуры. _____________________________________
Образование обеспечивает социализацию человека и преемственность поколений. ________________________________________________________
Образование является активным ускорителем культурных перемен, преобразований в общественной жизни и отдельном человеке. ___________