Полотенце

а) вывешивают из окна до 40-го дня, затем бросают его в воду (новг., Ш,794)

б) висит в доме на стене 6 недель, затем отдается нищему (твер., Раз., 230)

в) в углу под образами 40 дней (сев., Бур., 186).

Умерших женщин покрывают полотенцем, мужчин — полотном (заставн., Гн., 364).

Полотенцем обвязывают голову старухе, молодых им накрывают (Чернов, Гн., 339).

Каждому покойнику в гроб кладут полотенце, неженатому вяжут полотенце на руку (скил., Гн., 226).

Перевязывают полотенцем мастера деревища, как дружку (курск, Гн., 412); перевязывают священника (тульск., Троиц., 91).

Несут гроб на полотенцах (арханг., Еф., 136); или же: только уважаемых покойников несут на полотенцах (костр., См., 14).

Гроб ребенка несут на рушниках (бреет., Сед., 251).

Опускают гроб на полотенцах (особенно если хоронят девушку), потом эти рушники раздают (том., Сед., 257).

Полотенца дают в жертву или за работу грабарям черезмогилу (Чернов., Гн., 344,348).

На похоронах женщины раздают хустки (платки), на похоронах мужчины — рушники ( подол.,Гн., 388).

Лошадь на похоронах ведут за полотенце (могил.,витеб., Ш,515,518,558).

Полотенце вешают на надгробные кресты — «на шею» креста (Полесье), «на голову» и «плечи» (вост. Полесье).

На деды в окно вывешивают полотенце, на нем кутья, пирог, блин (витеб., Архив, 137).

Полотенце из окна вывешивают на Фомину неделю (пенз., Архив, 1050), вывешивают на кресты (гом., Сед., 256).

Цiпляють рушники (т. е. обвязывают надгробный крест полотенцем) хто обрекаицца, обрук дае» (ходить в церковь на все большие праздники). Обрук дают те, у кого в доме тяжелый больной (гом., Сед., 259).

Пояс

Найти во сне пояс — к смерти (костр., См., 3).

Тайно опоясывают умершую жену, чтоб муж еще раз не женился (нижегор., Архив, 722).

Не подпоясывают умершего мужа, чтоб жена вышла замуж (ворон., Архив, 387).

Красным опоясывают покойного, чтоб вдова вышла замуж; перед положением в гроб этот пояс развязывают (надв., Гн., 234).

Старика подпоясывают червонным поясом, остальных — подпругой с калитой (волын., Архив, 371).

Пояс умершей женщины — черно-белый, у детей — красный (косов., Гн.,258).

Холостого парня опоясывают женским поясом (укр., Черв.).

Всем участникам погребального шествия раздают пояса, к дуге лошадей, везущих гроб, привязывают красный пояс (на похоронах девушки) (витеб., Архив, 133).

Ниткой, выдернутой из савана, подпоясывают драчунов и ругателей, затем ее кладут в гроб, хотя бы другому покойнику (яросл., Кос., 219).

На поясе ведут лошадь в похоронном шествии (витеб., Ш., 515,518).

Пояса и платки все присутствующие кидают в могилу (могил., Ш.,564).

Топор (колун, косырь и др.)

Кладут топор:

а) под покойника, коб ны расплываўьi (бреет., Сед., 251)

б) на лавку, где лежал покойный (волын., Архив, 294)

в) на пороге острием в полу (гуцул., Куз., 151)

г) на пороге, если блазнит (арханг., зап. Т. Тюриной).

Женщина косырем ударяет по дороге вслед гробу (нижегор., Добр., 51).

Кроме перечисленных здесь реалий, для похоронной и поминальной обрядности чрезвычайно существенны свеча, замок, порог, стол, крыша, ложки, дровни, скатерть, веко (вено) (крышка от квашни), солома.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: