double arrow

Частные похороны и поминки

Смерть предвещают такие прикметы: если увидишь сон, что зуб выпадает с кровью, умрет кто-то из кровных, если без крови — умрет знакомый. Если собака воет вниз мордой — к покойнику, вверх — к пожару. Если петух поет на крыльце, в доме будет мертвяк. Если петух запоет вечером — или к покойнику, или к погоде. Если курица запоет петухом — к покойнику. Если в доме трещат стены, умрет кто-то из домашних. Як у заднюю стену дятел стукае, так умре нихтó. Як воробей стукне у вокно, де смерцяк лежыть (против входа) — к смерти (в окно у покути - к звúстю, просто печи — нешто погано).

О больном или очень старом человеке говорят: поглядае до дому, о старухе — собираецца замуж.

Во время предсмертной атонии — горачки — урывають душу. К конаюшчому приходят соседи, родня, прощаются: «Прости». — «Прости».

Раньше к умирающему всегда звали батюшку, но малых (детей) ховали биз батюшки: батюшка отправляв коли лет ужэ 17.

Если человек умирает трудно, совершают следующие действия: як умирав чоловик, так треба убраць подушку и убок кинуць, бо там куриные перья, они мешают умирать. У стали (в потолке) дырки крутять, так хутко кончицца. Если умирает колдун, прокрутят потолок. Пока этого не сделают, он не кончается, и бура поднимается. Бабка знахорка просила перед смертью принести осинку-однолетку, чтоб легче умереть.

Чтобы узнать, что человек умре, помре, сконау, кончиуса, что душа вышла, ко рту приставляют зеркало; чы спотнее. Як сконау, жучка старая дае смерцяку у руку свечку с пчелиного воску. Если человек умирает в больнице, сразу после кончины зажигают спичку.

Умершего — мертвяка, смерцяка, родзицеля — обмывают после того, как запалят свечи. Но если кто предчувствует свою смерть, то просит обмыть его до кончины. Обмывают чужие старухи — и мужчин, и женщин. Человек пять наражають, старухи не моложе 60 лет (молодым нельзя обмывать). Одежду, в которой покойный умирал, снимают, раздирая. Старухам ничего не дают за наражэннэ: як смерцяк, ничего у нас не дають. Если упокойного открыты глаза, цягнуть за пальцы, штоб заслипилиса вочи. Одежду для погребения старики заготавливают при жизни. Одежда любая. Из нее исключен красный цвет: штоб родня не мёрли; штоб молодая родня не мёрли.

Белыми шматочками с перкаля перевязывают руки и ноги. Развязывают их, когда перекладывают в гроб. Бабе покрывают голову белой хустою. Старой бабишче и пуд бороду завьяжуть белую хусту. Дитя и женщину заматывають (голову). Дивце платками домууку обкрутять кругом. Вона девка ужэ княгиня (невеста), голова биз хусты, хуста тулько по плечам. Винка йе кладуть з дирозы на усю труну. Мужчине кладут шапку под бока. Всем под плечи стелют серое полотно с постава с конопель. Бусы не ложать у гроб: то вуж на том свити круг шеи обовьёцца: ниточка перегниет, рассыплется и вся родня умрет. На том свити не треба носиць кольца: вужы чипацца будуть. Наушницы (серьги) треба удець, а то вуж влезе у вушы. Все узлы на покойном завязывают, пуговицы застегивают.

При покойном шьют только белую подушечку в гроб, набитую сеном. Шьют чужие женщины. Чужие же непременно должны делать гроб, своим нельзя. Гроб роблять з смоловых: с сосны, з юлки. 3 осины не треба. Доски заготавливают свои. Гроб — домууку, труну, гроб - делают во дворе под окнами.

Покойный лежит на лавке вдоль задней стены, головой к покути поперек половиц. Лавка отодвинута от стены. Дитя так caмо. Покойника кропят свечоною водою. Пока в доме покойник, нельзя работать, нельзя убирать дом. Родным до погребения запрещено здороваться с посторонними. Молодых женщин из дома уводят.

Одежду и постель покойного выносят на двор. На третий день все это вместе с полотном, на котором опускали гроб, перемывают: мертвому вочи промывають. Воду от обмывания выливают у печки, где люди не ступают. Иголку, которой шили подушечку, ховають (зачем — не объясняют). Щепки от гроба жгут. Не треба, штоб трэска отлетела, а то будзе холодно у хати. Трэски палять на дворе. Свечу от мертвяка хранят в доме: она помогает от грома. Сор, который выметают после выноса, прячут в углу: выносить его нельзя, потому что душа еще 12 дней остается в хате. На двенадцатый день сор закапывают на дворе у покути. Березовые веники, которыми выметают после выноса, прячут: биць худобину, штоб домовик не гнау. Другого средства от домовика нет.

Шматочки, какими завязывали руки и ноги, прячут: коли што болить — спина, руки, надо их завязать по голому телу и носить полгода. Их зашивают мужику в штаны, в рубаху, чтоб жену не бил. Вони нападения отпадают, прэступлення. Хлопцы беруть йих у в армию, на суд. На похоронах кожны йих рветь собе да хопаеть. Бабы сваряцца: на што тобе? у тебя дитей нема.

Як нарадять, придуть родзицели. Перед домом покойного мужчины снимают шапку и крестятся. Каждый приходящий ест сыту, которая в это время стоит на столе, и говорят: «Помяни, Господи, душу его. Царствие небесное». Учитывают, голосять только свои, наемных плакальщиц никогда не было. Раньше мацери по дзецях нельзя было плакать: будзе у воде лежаць (ребенок). Когда же дети по матери плачут -—соловьи щебечут. Мушчины не голосяць, воны церплять. Нельзя, чтобы слеза упала на тело покойного: штоб слюз не пускай, штоб на его не капали. Если сильно плакать, покойный будет сниться, обижаться: ему там хуже. От сильного плача он может стать ходячим мертвецом, пужайлом. Плакать и учитывать начинают сразу после кончины, после захоронения плач прекращается. Хату с покойником саму не кидають. Меняются днем и ночью при покойном старики и старухи, разговаривают. Теперь стараются похоронить в один день. Раньше три дня держали дома или на кладбище в кáплице (часовне). Там горела свеча.

В доме ночью свитяцца: зажигают свечку от свечки, электричество тоже горит. В эти ночи на столе оставляют сыту, потапуу тудой накрышать. Горилка штоб ў чарци стояла и пляшка. В эту ночь в доме есть нецо: однаженщина при покойном пошла на двор, а дверь не открывается — будто кто-то снаружи ее подпирал. Все пробовали открыть — не могут.

В гроб кладут чужие: своя родня не строить (ничего) на поминки. Кажуть вут: як умре жинка, то штоб не клали молодые мушчыны, у гроб ложать старики. В домууку стелют стружку от гроба. Пожать свечоное зелье:руту, тою, мяту. Обязательно хрестик. Кто хочэ, ложыт смену, сподницу.

Ховають пусль обеда. После положения в гроб родные и знакомые подходят целовать: у морду, потом у руки. В это время тот, у кого есть червоные пятна (родимые), должен взять мизинец покойного и обвести их — так згине. Гроб стоит посреди комнаты. Як ужэ уносять мертвяка, посадятъ родзицелеу на лауку: штоб не стоял у вочах, штоб ужэ не пришоу исти. Лавку и гроб обсыпают житом: чтоб живы были. При выносе ховають кота, кота запирають у кочку. Лавку кропят свечоной водой. Она должна стоять пустая 12 дней. Выносят: дивки — дивку, хлопца — хлопцы, дзиця — старики.

Гроб на кладбище могут и нести, и везти. Говорят по-разному: а) раньше возили и волами, и лошадьми; б) только волами, лошадьми нельзя было, бо волы — божа худоба. На телегу постилали прустилка — сено. Процессия движется медленно, в это время во всех домах бросают работу. Нельзя переходить дорогу и обгонять провожающих: умрешь. Мацери не идуть на моглицы (к детям) — грех. На провожающих не должно быть красного.

Рыть могилу приглашают чужих, чтоб не до пары: 3,5 або 7. Те, кого просят, не имеют права отказаться. Як идуть копать, пьють по чарце. Несут с собой горилку, сало, хлеб. Зимой разводят костер на кладбище и едят. Яму на ночь не кидають. Если края осыпятся, умрет тот, кто копал.

До того, как опускают гроб, кидають грошы: плотяць за место. Льют в могилу свечоную воду. Девушку опускают на рушниках, рушники эти и ленты дарят подругам. Остальных опускают на полотне, если его нет — на веревках. Опускают только старики, а не те, кто нес. Все стоят вокруг могилы, молятся, потом закапывают. Тулъко родня кидае по трошку песок три разы: штоб не тосковаць, штоб у сне не предавауса, штоб у глазах мертвяк не стоял. А говорять иные, што не треба кидываць. Если умерла девушка, оддають рушника усем людзям: то йийб веселле (свадьба). Приданое умершей раздают подругам.

Возвращаются с кладбища тем же путем. Кто первый или последний выйдет с кладбища (особенно тот, кому придется закрывать ворота), скоро умрет. Так что перед выходом с кладбища все мешкают.

Придя домой, провожающие умываются и утираются. На это время в доме остаются чужие старухи, выметают избу особым веником, «чтоб не возвращался». Одни говорят, что угощение готовят чужие, другие — что свои. Як умре, родзицели пораюцца, коржи строять, сыту. Коржэц пекуть на воде с ведра, пресный, неукусный. То йего, смерцяка, коровой щитаицца. Пекут три коржа размером в ладонь. Их нужно поделить на обеде, всем по куску. Жалобный стол, поминки проходят с вином. Раньше тулько родзицели (родственники) собиралис. Зарэ як на свадьбу, так и на поминки, и на другий день придуть, и на трэтий. Поминальное блюдо — сыта (кана): наводят с медом, если нет меда, с сахаром на воде, хлеб туда крошат. Готовят кутю: ячмень размешивают в воде, сушат и варят с медом и салом. В начале обеда едят сыты по три ложки, говорят: «Помяни, Боже, душу его». С первой ложки капают на стол. Сыту передают за сонцэм по кругу. За столом сидят тихо, долго не встают, потому что тот, кто первым выйдет из-за стола на поминках, первым умрет. Для покойного от каждого блюда отливают ложку под стол. Наберем ложку каны или кружку воды и льем пуд стул одзин раз. Остатки поминального обеда выливают на двор к покути.

После погребения нельзя жечь свет ночью. Одна женщина боялась, жгла свет. Приснился ей батька и говорит: все покойники перешли лужу, а я нет, потому что у тебя горел свет.

Душа находится в хате 12 дней. В течение этого времени для нее оставляется на окне хлеб, вода и рушник. Воду выливают на угол, где икона висит, на 12-й день. Хлеб закапывают у покуть з надвурка. На третий день мёртвому вочи промывають: стирают его вещи, постель, холст, на котором опускали гроб: штоб душэ було лехчэ, штоб усё черэз воду прошло.

На 12-й день после кончины угощения не устраивают, но работать нельзя. В 40-й день — поминки. На них зовут тех, кто хоронил и делал домууку. Встречают гостей во дворе, угощают. Готують што попало як найлучшэ. Идут на моглицы, несут туда горилку и еду, пьют. На могиле ничего не оставляют. В 40-й день могилу запечатывають. Три раза берут накрест песка с могилы, меду немного, хлеб, соль. Батюшка служит над этим песком в церкви. После службы его относят назад, откуда брали. Из меда варят сыту: штоб душа больш ни ходзила.

Годовые поминки справляют очень мало. Убирают в этот день дом. Угощения нет, на могилу не ходят.

Родные покойного год у жалоби. По закону год нельзя жениться и выходить замуж (теперь это не соблюдают). Нельзя носить красное. В хате нельзя колядовать и справлять вечеры. Свадьбу справляют в другом доме.

Если не положат какую-либо вещь в гроб, покойник будет сниться и жалицца. Но передать эту вещь, закопав в могилу, нельзя: только беспокойство умершему. Вот мать зарыла в могилу кольцо, которое забыла надеть дочери, Дочь приснилась ей и плачет: «Зачем ты это принесла? Только хлопот наделала».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: