Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больше, население страдает, варвары заносчивы, грабители своевольничают». Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуцианской традиции, предполагавшей время от времени профилактически оздоравливать общественный организм.
В поисках средств выхода из воздавшегося положения пришли в движение различные слои общества, и прежде всего – образованная элита. Всех объединял общий духовный стержень – конфуцианство. Однако гуманная суть, характерная для древнего учения, в неоконфуцианстве все больше извращалась в угоду корыстным интересам правящих кругов страны. Выхолащивалась сама суть конфуцианства, учившего искусству общения верхов и низов ради продолжения жизни и благополучия всего общества. Теперь оно все больше сводилось к одностороннему утверждению незыблемости деспотии, духа раболепства и безусловного подчинения старшим и Сыну Неба. При этом и старшие и Сын Неба от их прямых обязанностей освобождались. Хотя новое мировоззрение, неоконфуцианство, должно было по-новому решить традиционную «сверхзадачу» китайской мысли: обосновать и оправдать совместность существования человека и мира.
|
|
Следует отметить, что в сунский период в политике произошло размежевание не только территориальное – север и юг, но и размежевание элиты по земляческому признаку. Долгое время ближайшее окружение сунского дома составляли выходцы из центральных и северных районов Китая. Правящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие должности не допускались «люди с другой стороны реки». Именно тогда усилилось соперничество группировок южан и северян. Усилились противоречия между столичной знатью Севера и провинциальными чиновниками Юга. Эта борьба нашла свое выражение в соперничестве за политическое влияние на императора.
Сначала оппозиционные настроения возникли вдали от императорского дома, где контроль центра над мыслями подданных был менее ощутим. В XI в. наряду с казенными школами, где воспитывались кадры чиновников из высшей служилой знати, было немало и частных училищ. Они создавались, как правило, при книгохранилищах, архивах правительственных учреждений, при частных библиотеках выдающихся ученых. В стенах такой академии, «питомнике талантов» в Иньтяне (пров. Хэнань), нашли себе прибежище мыслители конфуцианского толка, остро ощущавшие необходимость обновления духовной и политической жизни страны.
Расцвет академии был связан с градоначальником г. Иньтяня Ян Шу, создателем областного училища. Южанин по происхождению, он на собственном опыте ощутил безраздельную власть столичной правящей группировки, не допускавшей южан даже на незначительные государственные должности.
|
|
Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель академии Фань Чжунъянь, который «толковал древние каноны, взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен и ничего не боялся». Именно он подал доклад из «десяти тысяч иероглифов», изложив в нем мнение о необходимости изменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить бездельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить экзамены».
После соперничества с придворной кликой Фань Чжунъяню и его сторонникам удалось получить посты в центральном административном аппарате. Проекты реформ излагались ими в многочисленных докладах императору.
Реформаторы, связывая благосостояние государства с процветанием земледелия, обратились к древнему учению о земледелии (а не торговле и ремесле) как важнейшему источнику финансовых поступлений казны. Для преодоления экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригационных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощрения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать выполнение повинностей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечить и вооружить воинов-земледельцев за счет общины.
Важной мерой реформатор считал сокращение административного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости от срока службы, а не от способностей, предложил ограничить привилегии чиновной знати, чьи многочисленные потомки ежегодно получали назначения, минуя экзамены. Фань Чжунъянь требовал также пересмотра системы образования, все больше сводившейся к механическому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбирающихся в земледелии, ирригации, финансах. Это, по его мнению, должно было обновить административный аппарат в центре и на местах.
Предложения Фань Чжунъяня, поддержанные его сторонниками в серии докладов 1043-1044 гг., встретили сильную оппозицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации административного аппарата, они не смогли даже приступить к составлению экономической части своей программы. Яростное сопротивление их противников стало причиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников.
Кризисное положение в стране, вызвавшее к жизни проекты преобразований, оставалось прежним. Рост народных восстаний, обострение взаимоотношений внутри правящей верхушки, разрушительные стихийные бедствия еще больше осложняли комплекс проблем, не решенных в 40-е гг. Борьба за реформы ослабела, но политическая мысль продолжала развиваться.
Лидером образованной элиты становится Ли Гоу (1009-1059), знаменитый своими трудами. Его идеология сводилась к следующему: обогащение государства, усиление армии, успокоение народа. Он сформулировал основные этапы деятельности правителя, который стал бы проводить его программу в жизнь. Среди крупных деятелей, испытавших влияние Ли Гоу, были Ван Аньши (1021-1086) и знаменитый историк Сыма Гуан (1019-1086). Оба они были приверженцами реформ, но разошлись по разным дорогам методов действий.
Ван Аньши декларировал необходимость смягчения социальных противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил за поддержку сельского хозяйства и ограничение ростовщичества, т.е. против засилья крупных владельцев земли, торговцев, ростовщиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране. Поэтому реформы Ван Аньши были удостоены позже названия «социалистических».
|
|
Одной из первых проведенных мер стало упорядочение перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-ростовщиков, наживающихся на этой операции, создавался казенный фонд зерна для своевременного реагирования на колебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключены финансовые потери при его перевозке. Те же цели преследовало и создание казенных амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зеленые побеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших их зерном под высокие (100-200%) проценты. Казна, исключая вмешательство ростовщиков, предлагала ссуду на условиях 10-20%.
Вань Аньши предложил изменить порядок выполнения трудовых повинностей, заменив их денежным налогом. В соответствии с земельной реформой были обмерены утаенные земли от налогообложения. Нововведения проводились и в области торговли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денежные ссуды с тем, чтобы они могли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под контролем государства через специально созданные управления.
Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на рекрутской основе (от каждой семьи, где есть более двух взрослых мужчин, – один рекрут) и учреждению казенных арсеналов. Он был одним из немногих, кто осознавал огромную опасность от набиравших силу северных государств. В отличие от Сыма Гуана, он не считал, что конфуцианские добродетели сами по себе достаточны, чтобы держать кочевников на расстоянии.
Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев и крупных земельных собственников оказались ущемленными правительством, население от этого не выиграло. Впрочем, за 20 лет реформ не было и ни одного бунта. Реформы привели к усилению центральной администрации и фискального контроля государства над крестьянами, над мелкими торговцами и ремесленниками. Трудности, с которыми сталкивался Ван Аньши, состояли в том, что в его распоряжении не было чиновников, способных на практике осуществить новаторские идеи. Аппарат мог выполнять минимальные функции, т.е. собирать налоги и поддерживать порядок. Он не мог, да и не желал, осуществлять контроль за сложными задачами, возложенными на него Ван Аньши. Когда привлекали новых чиновников, их присутствие возмущало старых. В итоге они извращали смысл исполняемых обязанностей.
|
|
Вождем противников Ван Аньши стал Сыма Гуан, выступавший не против реформ вообще, а против политического лидерства Ван Аньши. В условиях средневековья эта борьба вылилась в столкновение группировок при дворе. В 1077 г. Ван Аньши в условиях глубоких разногласий в реформаторской группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продолжалось до 1086 г. Именно в этом году Сыма Гуан, призванный на службу императрицей-регентшей, свел все достижения новой политики на нет и вернулся к традиционной форме управления. Но Сыма Гуан вскоре умер, и после смерти матери-императрицы молодой новый император Чжэ-цзун вновь призвал реформаторов. Новые законы вновь стали проводиться в жизнь, однако политическая борьба ослабила империю. Управление было подорвано взаимной ненавистью, политической враждой, дезорганизовано масштабными перестановками и отсутствием постоянства. Но китайские государственные мужи, занятые своими внутренними проблемами, не уделили внимания появлению на северных границах государства нового врага.
Идеологи и практики реформ сунской эпохи действовали в традиционных рамках китайской конфуцианской политической культуры: это были преобразования, направленные на гармонизацию в конфуцианском духе отношений императора и его подданных посредством совершенствования и укрепления существующей социально-политической структуры. Реформаторы полагали, что стабильность этих отношений подрывалась крайностями, в частности, чрезмерным развитием товарно-денежных отношений, развитием крупного землевладения и частной инициативы. Все это, по их мнению, вело к социальной дифференциации, и следовательно – к возникновению хаоса и угрозы взрыва. Это все могло разрушить китайскую государственность, нанести урон обществу.
Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи (как и реформы Ван Мана за тысячу лет до этого) носили консервативный охранительный характер и в определенной мере укрепляли сунское государство, способствуя его культурному и экономическому подъему. Продолжительный мир и отсутствие беспорядков говорят о пользе реформ и являются аргументами, более весомыми, чем проклятия идейных противников.