Изменения социального строя

В X-XIII вв. происходят дальнейшие перемены в социальном портрете китайского общества. Заметно падает влияние аристократических кланов. Еще с н. XI в. перестают составляться генеалогические списки-перечни аристократических семейств. На руководящих постах, особенно в провинции, аристократию все больше оттесняют "незнатные" служилые. Ощутимо ослабевает сила военных округов и возрастает престиж и значение чиновной карьеры. Однако ослабление позиций аристократии не означало ее полного исчезновения. Происходило сращивание чиновной бюрократии (ее высших слоев) с аристократией.

Времена Сун называют "золотым веком" чиновничества. Укрепляются и расширяются его привилегии. Получение чина и солидной должности позволяло не только всю жизнь "наслаждаться роскошью", но и обеспечить безбедное существование нескольким поколениям потомков. Возросло число обладателей ученых степеней и учащихся - кандидатов на их получение. Они именовались шэньши и составляли особую, пользующуюся немалым социальным престижем прослойку общества, дополнявшую чиновничество и сливавшуюся с ним. Нельзя преувеличивать "демократичность" экзаменационного канала выдвижения. В период Сун проявилось сращивание богатства и служебной карьеры. Но все же экзамены способствовали обновлению и расширению господствующего класса и привели к расширению социальной базы имперского порядка в X-XIII вв.

Характерной чертой X-XIII вв. было повышение социальной роли зажиточных городских слоев, прежде всего крупных торговцев. Ярким показателем служит вхождение в оборот частных кредитных чеков. Но экономическое господство этой прослойки не давало никаких политических преимуществ при установившемся общественном порядке.

Абсолютное большинство страны, как и прежде, составляло крестьянство. Оно не было однородно в экономическом и правовом отношении. Официально простолюдины делились на две основные категории: чжуху (хозяева) - т.е. тех, кто вел самостоятельное хозяйство и кэху (пришлые) - т.е. тех, кто арендовал землю. Степень зависимости кэху была различной. Практически они полностью зависели от произвола хозяина. Кабальные условия аренды лишали их права на передвижение

В связи с этим встает вопрос о степени привязанности китайского крестьянства к земле в описываемый период. Он остается дискуссионным. Официальная приписка к месту жительства, указы по обнаружению и возвращению беглецов, круговая порука и т.п. говорят об определенной привязанности к месту. Что касается арендаторов, то они также на практике были прикреплены к земле, хотя юридически сохраняли личную свободу.

В X-XIII в. происходят изменения и в общинной организации. Хотя свободной соседской общины в Китае уже не существовало, общинные начала не умерли. В небольших деревнях наблюдается усиление клановой организации, распространяется обычай составления родословных списков членов клана, повышается роль клановой верхушки.

Государство использовало общинные начала в деревне, как и прежде, для сбора налогов, установления круговой поруки, полицейского надзора. Сверху насаждались принудительные объединения (5, 10, 30, 50, 100, 500-дворки.).

C начала эпохи Сун шел процесс исчезновения лично-неполноправных сословий. Сначала отмирают государственные зависимые, к к.X в. - буцюй, а к XIII в. этот процесс завершается полностью, за исключением проявлений домашнего патриархального рабства. Отношения личной зависимости заменяются связями типа хозяин-арендатор.

В северных районах страны после их завоевания чжурчжэнями рядовое китайское население было поставлено ниже чжурчжэней. Китайцы превращались в подневольное население с определенной степенью зависимости, или же в рабов. Однако постепенно происходила китаизация чжурчжэеней, что привело к сближению с сунской моделью социальных отношений.

Горожане. Официальная доктрина по-прежнему не выделяла горожан из административной и социальной системы империи. Городские жители, как и деревенские, заносились в списки на предмет учета и налогообложения и делились на чжуху и кэху. Города подразделялись на районы, подчиненные имперским властям, и не имели ни малейших признаков самоуправления. Ремесленно-торговые объединения - ханы - не приобрели всех черт, присущих цеховой организации. Поэтому можно сказать, что повышение роли городских слоев в экономической и общественной жизни сунской эпохи не получило соответствующего отражения в социальных порядках империи. Особую прослойку китайского общества эпохи Сун, как и раньше, составляли буддийские и даосские монахи и монахини. К 20-м гг.XI в. их насчитывалось ок. 460 тыс. В городах появляется также заметный люмпенский слой: нищие, бродяги, проститутки и т.п.

Нараставшая эксплуатация крестьянства со стороны государства и частных хозяев, жестокость этой эксплуатации в X-XIII в. вызывали социальный протест низов. Наибольшее количество волнений отмечалось в юго-западных районах страны, затем центр восстаний переместился на север. Самое крупное восстание произошло в 1120-1122 гг. на юго-востоке страны под руководством Фан Ла. Все эти движения были направлены против властей, против угнетения и произвола с их стороны. Добиваясь успеха, повстанцы пытались создать "новую" власть, но строили ее на прежних традиционных началах. Идеология восстаний обязательно включала сильную струю эгалитаризма - стремления уравнять имущество. Часто это дополнялось религиозно-мистическими настроениями. Все эти восстания были подавлены.

В XIII в. процесс этнической консолидации привел к складыванию китайского этноса. Это выразилось в появлении четкого этнического самосознания, в выделении китайского государства (а не династии). В X-XIII вв. растет население страны (данные противоречивы, но можно говорить о 80-110 млн. жителей).

Однако на местном уровне прослеживаются различия в жизни отдельных групп населения. Прежде всего это относится к различиям между южанами и северянами. Они проявлялись в разнице в диалектах, обычаях, характере поселений, кухне и т.п. В государствах киданей, тангутов и чжурчжэней шла не только китаизация завоевателей, но и варваризация коренного населения. Это смешение культур на севере почти не имело места на юге.

Вместе с тем захват чжурчжэнями значительной части Центральной равнины вызвал новую мощную волну бегства из северных районов на юг. Население южной части стало заметно превосходить северную по численности.




double arrow
Сейчас читают про: