Словарь «Робер»


I

344

Политология

Исследователи существенно и по-разному расширяют подобные тол­кования, обращая внимание и на другие характерные аспекты революцион­ного процесса. Марксисты, как и основоположник этого учения, исходят из последовательности общественно-экономических формаций и делают вы­воды в плане теории развития: революция — качественный скачок на более высокую его ступень. Штампка (см. «Социология социальных изменений») при систематизации объяснений революции разделил их на три группы. В первую входят определения, согласно которым революции — это фун­даментальные и широко распространенные преобразования общества, т.е. акцентируется их глубина и масштаб, и в данном смысле они противопо­ставляются реформам («неожиданные, радикальные изменения в полити­ческой, экономической и социальной структурах общества»; А. Баллон, О. Сталлибрас). Во вторую группу включены дефиниции, в которых упор делается на насилие, борьбу и скорость изменений, т.е. их «техника», а зна­чит, революция противополагается эволюции («фундаментальные социаль­но-политические изменения, осуществленные быстро и насильственным путем»; Тед Роберт Гурр (род. 1936). Третья группа сочетает подходы пер­вых двух, что, по мнению Штомпки, наиболее полезно («быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур обществ путем перево­ротов снизу»; Тэда Скокпол). Политологи очевидно сходятся в трех отно­шениях, указывая на следующие признаки революций: 1) это коренные, все­объемлющие изменения основ социального порядка; 2) в них действуют большие массы мобилизованных людей; 3) революционный процесс обяза­тельно сопровождается насилием.

Классическими образцами принято считать Французскую революцию 1789-1793 гг., Октябрьскую революцию 1917 г. в России и Китайскую ре­волюцию, длившуюся с 1911 по 1949 г. («великие революции»). Славную революцию в Англии 1688 г. сами британцы по традиции называют Анг­лийским великим восстанием; показательно, что это восстание не привело к радикальным переменам в социально-экономической структуре общества. Кроме вышеотмеченных, в разных странах мира на протяжении последних нескольких веков произошло немало исторических событий, с той или иной степенью научной точности определяемых как революции.

Однако даже так называемые образцовые революции разнятся между собой. Французская революция ввела в политическое сознание невидан­ный до ее свершения образ революционера как актора, осмысленно и пла­номерно готовящего насильственное ниспровержение существующего ре­жима ради создания на его месте иного строя, основанного на идеях обще­ственного равенства и обеспечения прав человека. Опыт российской и китайской революций впервые в человеческой истории доказал возможность насаждения принципиально новых и долговременных политических сис-

Глава 8. Политическое изменение

345

тем, защищавших и развивавших идеалы революций. Если принять за кри­терий определения революции слом старых социально-экономических структур и переход к формированию ранее не известных, то понятно, что основные движущие силы этих политических преобразований («группа, захватившая власть») могут меняться в ходе самого процесса (коммунис­тические партии в России и в Китае главенствовали в построении постре­волюционного социально-экономического базиса, но ведущая роль в раз­рушении прежних структур принадлежала другим акторам).

Исследователи революций, в частности такой видный ученый, как Эй- зенштадт, особо выделяют три черты данного политического изменения: насилие, новизна и всеобщность преобразований. Но не только это, важны еще и духовная составляющая образа революции, осознанность действий акторов.

\S\inoa Революция характеризуется как самый интенсивный, насильствен­ный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней ви­дят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, про­явление незаурядных организационных способностей и высокораз­витой идеологии социального протеста. Особое значение придается утопическому или освободительному идеалу, основанному на сим­волике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что револю­ции созидают новый и лучший социальный порядок.

Ш. Эйзенштадт, «Революция и преобразование обществ»

ЭЙЗЕНШТАДТ (Eisenstadt), Шмуэль (род. 1923, Варшава) — социолог, специалист в области сравни­тельных исследований цивилизаций и общетеорети­ческих проблем развития, революции и модерниза-ции. В 1951 г. возглавил социологическое отделение

i ICZA "i*1* • Еврейского университета в Иерусалиме; в 1960-1990 гг.

преподавал в качестве приглашенного профессора в Гарвардском, Чикагском, Стэнфордском, Венском, Цюрихском и др. университетах, совмещая педагоги­ческую деятельность с научной работой. Неоднократ­но был удостоен различных наград и научных званий, почетный доктор Гарварда. Сейчас он ведет самостоятельную исследовательс­кую деятельность.

Автор 15 монографий, среди которых: «От поколения к поколению» (1956); «Имперские политические системы» (1963); «Сравнительные исследования институтов» (1965); «Модернизация: сопротивление и изменение» (1966); «Общество Израиля» (1969); «Традиционный патримониализм и современ­ный неопатримониализм» (1973); «Традиция, изменение и современность»

Политология

Глава 8. Политическое изменение

(1973); «Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение ци­вилизаций» (1978); «Европейская цивилизация в сравнительной перспекти­ве. Исследование связей культуры и социальной структуры» (1987); библио­графию ученого составляют также многочисленные статьи.

Вклад в развитие политической мысли. В круг научных интересов Эй-зенштадта входят: общетеоретические проблемы социологии (человеческая деятельность и факторы ее формирования; социальные группы и институты; социальное регулирование и взаимодействие; соотношение между культурной и политической системами; общества, цивилизации и их динамика; историчес­кая преемственность в развитии и др.); сравнительные исследования (социоло­гические и политологические); концепции социальных изменений и модерни­зации. Работы ученого по проблематике модернизации способствовали тому, что другие представители социальных наук отказались от прямого противопо­ставления современного и традиционного обществ, а также заинтересовались изучением традиционных и переходных обществ, кризисных явлений в ходе модернизационных процессов.

Интерпретация

К вышеприведенным объяснениям понятия революции следует до­бавить еще несколько, которые подчеркнул французский полито­лог Жан-Луи Кермонн («Западные политические режимы"», 1986). 1) Революция всегда направлена против существующего режима, для того чтобы заменить его во имя противоположной легитимности; она может вылиться в неконтролируемый процесс поэтапного насажде­ния нестабильных режимов, пока одному из них не удастся устано­вить новое политическое равновесие в обществе (Французская рево­люция начиная с 1789 г.). 2) Революция приводит в движение толпу, которая отождествляет себя со всем народом. 3) Если революцион­ная инициатива принадлежала меньшинству (как в России 1917 г.), то оно заявляет, что действует от лица большинства граждан или уг­нетенного, но мажоритарного класса.

В политологии используется довольно простая классификация рево­люций. 1) Политические революции на уровне государства; они ограничи­ваются внезапной трансформацией институтов, изменяя их легитимизацию (Французские революции 1830 и 1848 гг.). 2) Революции, связанные с пре­образованием общества (во Франции в 1789 г., в России в 1917 г., а также в Германии в 1918-1919 гг.); они нередко бывают ускорены военным пора­жением государства либо прерваны в ходе своего развития. 3) Революции, создающие новое государство (Американская революция 1787 г.); они зача­стую являются продуктом распада многонациональной империи или деко­лонизации (Австро-Венгрия в 1918 г.).

Теперь о результатах революций. Эйзенштадт считает их многосторон­ними; среди них, судя по его рассуждениям, есть и реальные, и надуман­ные, приписываемые революции самими ее инициаторами.

Во-первых, это насильственное изменение существующего полити­ческого режима, основ его легитимности и его символики. Во-вто­рых, замена неспособной политической элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классо­вых отношениях, — изменения, которые направлены на модерниза­цию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считают, в-пятых, что революции осуществля­ют не только институциональные и организационные преобразова­ния, но и вносят изменения в нравственность и воспитание, что они создают или порождают нового человека.

Ш. Эйзенштадт, «Революция и преобразование обществ»

Государственный переворот — внезапный неконституционный зах­ват власти, незаконная смена правящей элиты в целом (президентства, правительства, персонала управленческих структур), которые не связаны с какими-либо коренными изменениями политического режима, соци­альных и экономических отношений. Общее для революции и государ­ственного переворота — коллективный и насильственный характер политического действия, а также стремление с помощью пропаганды идеологизировать событие. Различает эти понятия то обстоятельство, что источником государственного перево­рота обычно бывает заговор, причем орга­низованный внутри самих государствен­ных институтов. У государственного пере­ворота нет иных целей, кроме разрушения легитимности существующей власти, ут­верждения во главе государства другой личности или меньшинства, которое бу­дет удерживать обретенные полномочия силой. Неконституционность переворота заставляет его квалифицировать как по­литическое изменение, отрицающее пра­вовое государство.

Конфликт Наполеона

с депутатами Совета пятисот

18 брюмера (1799), завершившийся

государственным переворотом,

ликвидировавшим режим

Директории.


348

Политология

Глава 8. Политическое изменение

349

О

Аугусто ПИНОЧЕТ УГАРТЕ (род. 1915, Вальпараисо) — военный и государственный дея­тель Чили, в сентябре 1973 г. возглавивший военный переворот, приведший к свержению прокоммунистического правительства Сальва­дора Альенде. За годы правления Пиночета были убиты более 2000 человек, пропали без вести более 1000, пыткам подверглись более 100 тыс., миллион человек содержался в тюрьмах и концлагерях. Идеологи «авторитар­ной модернизации» нередко склонны оправ­дывать жестокость Пиночета, ссылаясь на якобы имевшее место в результате переворота «экономическое чудо».

Обратите внимание

Понятие государственного переворота имеет несколько фактичес­ких синонимов. Путч (нем. Putsch) — это свержение правитель­ства (или попытка) с помощью части армии, группы офицеров. В силу того что большинство случаев переворотов демонстрируют страны Латинской Америки, в политологический словарь вошли также термины «голпе» (исп. golpe — удар) и «пронунсиамьенто» (исп. pronuciamiento — восстание). Но как бы ни именовался госу­дарственный переворот на этом континенте, такое политическое изменение почти всегда представляет собой отрицание стабильной формы правления и ведет национальное со­общество к анархии либо к диктатуре.

Вместе с тем в мировой политической истории отмечены случаи, когда результатом типичного го­сударственного переворота явился процесс создания нового режима. В этом отношении оценка послед­ствий переворота зависит от характера установлен­ного политического режима — авторитарный, тота­литарный либо ориентированный на демократию. Марш Муссолини на Рим в 1922 г. способствовал ут­верждению тоталитарной диктатуры; переворот 1974 г. в Португалии, напротив, пошатнул дискреди­тированный авторитаризм, унаследованный страной от диктатора Салазара, и открыл путь «революции гвоздик»—циклу политических изменений, которые в итоге привели к демократии.

Реставрацией (позднелат. restauratio — восста­новление) называют процесс политических измене­ний, направленных на возрождение способа правле­ния (режима), ранее ниспровергнутого революцией или государственным переворотом. В исторической ретроспективе реставрации чаще всего были реак­ционными (например, вторичное правление динас­тии Бурбонов во Франции в 1815-1830 гг.); гораздо реже они содействовали установлению более демок­ратического режима («республиканская реставра­ция» под началом генерала Ш. де Голля в этой же стране в 1945-1947 гг., когда были проведены полез­ные структурные реформы в политической и соци­альной сферах).

Пересмотр конституции (полный или в значи­тельной ее части) — еще одна разновидность поли­тических изменений, нередко оцениваемая как рефор­ма. Но между этими понятиями есть отличия. Проце­дура единовременной ревизии основного закона государства используется в качестве политико-юри­дического инструмента, помогающего начать процесс мирной смены отжившего свое режима. Именно этим способом воспользовался такой мудрый политик, как де Голль, когда в 1958 г. представил на утверждение референдумом совершенно новый конституционный текст, и во Франции была институционализирована V Республика — политический режим, существую­щий, с небольшими модификациями, до сих пор.

О

Шарль де ГОЛЛЬ (1890, Лилль -1970, Коломбе-ле-Дёз-Эглиз) -выдающийся француз­ский государственный, военный и политический деятель.

Обратите внимание

2.

2.1.

Инициатором политического изменения любого типа, как правило, вы­ступает меньшинство общества (зачастую — просто малая группа), навязывающее остальным гражданам собственное мнение. Даже в слу­чае революции, мобилизующей массы людей, многие ее участники не в полной мере осознают цели своих действий. Немецкий социолог Эли­забет Ноэль-Нойман, оценивая состояние общества в периоды пере­мен, писала о «спирали молчания», в которую вынужденно втягивают­ся все инакомыслящие, не поддерживающие господствующие в данное время взгляды (например, организаторов государственного переворо­та, деятелей, осуществляющих реставрацию), тогда как большинство, движимое стремлением к самоутверждению (случай революции) либо страхом насилия, реже — самоотчуждения от системы, включается в базу поддержки того или иного политического изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: