Природа политического изменения

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Все живое, наделенное разумом, непременно движется, изменяясь во времени и пространстве. Это его способ существования. С философской точки зрения, изменение — естественная форма бытия всех объектов и яв­лений, представляющая собой постоянный переход из одного состояния в другое. Ученые очень убедительно доказали, что в истории не было и не может быть лишенных действия и развития человеческих сообществ.

Изменение в широком смысле включает в себя все эволюционные про­цессы, а также возникновение новых явлений в мире, потому категории политического изменения* и политического развития* тесно связаны и соотносятся друг с другом, следовательно, они обычно рассматриваются воедино. Эти понятия принадлежат к числу наиболее важных и часто упот­ребляемых в современной политической науке.

Каждая полития — живой организм, подчиняющийся внутренней ло­гике саморазвития и реагирующий на стимулы и вызовы, которые поступа­ют как со стороны общества, так и из внешней среды. Истоки динамики политических систем заключаются в диалектике развития, в разрешении внутренних противоречий и в ответах на внешние воздействия. Полити­ческий процесс можно и должно объяснять как определенные перемены в состояниях политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизвод­ства (становление, функционирование, развитие с выходом на более высо­кий уровень). Вместе с тем между понятиями политического процесса, по­литического изменения и развития есть существенное различие. Если про­цесс воспроизводит политическую систему, то изменения и развитие представляют собой не просто преобразование внутренних свойств систе­мы, а еще и ее переход в иное качественное состояние либо смену одного системного типа другим. Политическое развитие позволяет также создать довольно сложные и защищенные от влияния других подсистем обществен­ных отношений институты, способные включать в свою орбиту и упорядо­чивать участие в политике новых групп, стимулировать социально-эконо­мические перемены.

Политические изменения постоянны, поскольку нет неизменных, т.е. полностью статичных, политических систем, равно как и совершенно зас­тывших в одном состоянии, неразвивающихся обществ. Однако следует все же разграничивать два вида развития — динамическое, которое основано

Глава 8. Политическое изменение

323

на необходимости постоянного движения, диктуемого логикой индустри­ального общества, и стационарное (лат. stationarius — неподвижный), под­питываемое слабыми социальными импульсами, не выводящими из гомео-стаза* структуры традиционного типа.

Сам процесс становления современного индустриального общества де­лает движение вперед необратимым, а политическое развитие — поступа­тельно-восходящим. Долговечность политий, их совершенствование зави­сят от возможностей обществ изменяться и приспосабливаться к новым об­стоятельствам. Сверх того стабильность политической системы отнюдь не равноценна отсутствию изменений в ней. Напротив, устойчивость — это характеристика системной способности адаптироваться к внутренним и внешним влияниям и к органическим, ненасильственным изменениям в со­ставе политической элиты, в распределении материальных и информаци­онных ресурсов и т.д. Политическое развитие системы отражает ее актив­ную реакцию на структурные, финансовые, ресурсные и иные кризисы со­временного индустриального общества, указывающие на недостатки его устройства. Мобилизуя свой незадействованный потенциал и проводя пе­регруппировку социально-политических сил, общество тем самым может воссоздать жизнеспособность политической системы уже на более высо­ком уровне равновесия.

Политическое изменение по-разному влияет на адаптивные возможнос­ти политических систем. В одних случаях система, мобилизуя внутренние ресурсы, сравнительно легко приспосабливается к новым потребностям и преобразованной среде, а значит, самостоятельно перемещается на более высокий уровень устойчивости. Во втором варианте одну политическую си­стему, неспособную к самообновлению, сменяет другая, следовательно, дви­жение имеет направляемый характер и осуществляется, как правило, в фор­сированном режиме, неизбежно повышающем нагрузку на политические ин­ституты, социально-культурную среду и отдельные группы общества.

Интерпретация

Сзмюэл Хантингтон и Хосе Домингес определили политическое развитие следующим образом: это «схема изменений, происходя­щих в обществе определенного типа вследствие конкретных при­чин и направленных на цели, достижение которых функционально необходимо для данного общества» («.Справочник по политической науке», 1975).

Ученые считают, что развитие происходит через изменения и означает рост: 1) сложности (диверсификация); 2) специализации; 3) дифференциа­ции политических институтов данного общества.

Обратите внимание

Двумя классическими, хотя и разными по направленности измене­ниями, примерами усложнения, специализации и дифференциации политических систем можно считать послефранкистскую Испанию и современную Южную Корею. В обоих государствах — их населе­ние слабо воспринимало идеи политического представительства — становление современных институтов (т.е. политическое развитие) было реакцией на создание основ индустриального общества, кото­рое не могло прогрессировать дальше без появления эффективной системы обратных связей «общество — государство».

Образованию системы политического представительства в после-франкистской Испании благоприятствовал относительно высокий социально-экономический уровень, достигнутый за годы авторита­ризма. Среди факторов, ускоривших политические изменения, вы­деляется организация конструктивного реформистского блока сил центристской ориентации.

Форсированный рост экономики имел следствием формирование ин­дустриального общества в Южной Корее, с конца 1970-х гг. все на­стойчивее требовавшего свободы самовыражения. Со второй поло­вины 1980-х гг. политическая либерализация довольно быстро пре­образила южнокорейский социум, способствовала развитию партий, утверждению принципов представительства интересов как общезна­чимой социальной нормы. Политическое развитие явно стимулиро­вал устойчивый экономический рост, позволивший массовому созна­нию естественно усваивать новые для Южной Кореи представления и ценности.

Институционализация политического представительства путем услож­нения, специализации и дифференциации всего комплекса социальных от­ношений создает благоприятные условия для выражения и осуществления самых многообразных интересов. Вывод из сказанного: в современном мире политическое развитие присуще системам разных типов и уровней — как авторитарным, так и демократическим, причем его стимулом служат эко­номические факторы индустриального типа.

Интерес к проблематике политического изменения и политического развития в современной политологии в последние десятилетия явно растет. Данная тенденция непосредственно связана с появлением после Второй мировой войны множества новых государств, а значит, политических сис­тем, с необходимостью понимания траектории их продвижения вперед, к более совершенным политико-экономическим состояниям.

Интерпретация

Дэвид Аптер пишет, что «новая» сравнительная политология с ее ак­центом на проблемы развития появилась в атмосфере общего оптимиз­ма послевоенного периода. «Предпосылки и перспективы развития пред­ставлялись благом, злом же считались коммунизм и холодная война». Такой постановкой вопроса воспользовались страны третьего мира, балансировавшие между США и СССР. Для американцев политичес­кая проблема глобального распространения своего влияния сводилась к необходимости сочетания деколонизации, демократизации новых го­сударств и переориентации их национализма на нациестроительство, что требовало экономического роста. Для осуществления такой про­граммы стала очень полезной теория развития, предполагавшая, что развивающийся мир обязательно воспроизведет основные политичес­кие, социальные и культурные ценности и институты западных инду­стриальных стран (политическая наука: новые направления»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: