Практическое занятие №1 – 2 часа.
Цель занятия – применение основных принципов принятия решений в различных социально-экономических ситуациях; оценка эффективности управленческих решений.
Основные понятия: принятие решений, эффективность управленческого решения.
Вопросы, выносимые на практическое занятие №1:
1. Принципы принятия решений;
2. Показатели, определяющие эффективность управленческого решения.
По п.1.: анализируется применимость принципов единоначалия, единогласия, большинства и консенсуса в условиях рыночной экономики. Излагается метод "ринги".
По п.2.: определяется эффективность решения ЭР=П*К,
где ЭР – эффективность решения
П - степень принятия решения людьми,
К – качество решения.
По ниже приведенной схеме определяются виды и эффективность решений, соответствующие различным значениям "П" и "К".
Рис.5 Группировка решений по основаниям –
«принятие» и «качество».
Решения типа «а» (см. схему), которые предполагают высокую степень «принятия». Во-первых, - это те, что вызывают социальные изменения в коллективе, а именно – решения по нововведениям. Во-вторых, решения связанные с оценкой трудовой деятельности работников, порождающие отношения людей к производству. Решения типа «б», не обусловленные фактором «принятия» - это те, что связаны с самоуправлением. К этой группе примыкают решения типа «г», т.е. те, что не обусловлены фактором «качества». По существу такие решения касаются строго регламентированных процедур, например, о выдаче зарплаты, об увольнении работника, об исполнении «спущенных» указаний и т.д. Далее решения типа «в». Это профессионально-качественные решения, касающиеся техники, технологии, снабжения, ремонта и т.д. Такие решения принимаются как правило нашими руководителями единолично. По данным наших опросов у нас их достаточно много, что не очень благоприятно для условий рыночных отношений, наконец решение типа «д», обусловленные высокими данными «принятия и «качества». Они связывались, как указывалось, с важнейшими социально-экономическими факторами производства. У нас такие решения пока стоят в ряду последних.
Эффективность конкретных решений определяется в процессе устного опроса студентов и вызова их к доске.
Рекомендуемая литература
1. Виханский О. С., Наумов А. И., Менеджмент. учебник, 3-е изд. М.Гардарика,, 1998.
2. Верлока В.С., Михайлов И.Д. Основы менеджмента. Учебн. пособие для вузов. Харьков, Основа, 1996.
3. Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент/ Пер. с англ. – М., 1996.
4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.
5. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебн. пособ. для вузов. М.: Центр, 1998.
6. Лэнд Питер Э. Менеджмент – Искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента (пер. с англ.) – М., 1995.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
8. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели. М.: Мир, 1991.
9. Пономаренко О.І. Пономаренко П.О. Системні методи в економіці, менеджменті та бізнесі: Навч. Пос. К.: Либідь, 1995.
10. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Наука, 1986.
11. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Финансы и статистика, 1991.
12. Чернявский А.Д. Организация управления. Учеб. пособ.-К: Мауг, 1998.
13. Герасименко В.В. Основы менеджмента / Акад. народ. хоз. при правительстве РФ;
14. Дафт Ричард Л. Менеджмент: Пер. с англ./ СПБ: Питер, 2000. - 832с.