Тема 6. Управленческий цикл

Практическое занятие № 1 – 2 часа.

Цель занятия – изучение функций планирования и организации управленческого цикла.

Основные понятия: цель деятельности, исходные предпосылки, возможные альтернативы, методы количественной оценки альтернатив, структура организации, делегирование полномочий.

Вопросы, выносимые на ПЗ № 1:

1. Основные этапы планирования.

2. Основные элементы структуры организации.

По п.1.: формулируются этапы планирования:

— постановка целей;

— определение исходных предпосылок;

— выявление альтернатив;

— выбор наилучшей альтернативы;

— ввод в исполнение плана.

Оценивается важность альтернатив и выбирается оптимальная альтернатива по методу Дельфы.

Методика оценки:

К примеру, при планировании развития у работников интереса к работе предложены четыре альтернативы:

1. Надо больше платить за работу.

2. Следует организовать соревнование.

3. Нужно помогать людям в работе.

4. Нужно время от времени менять характер работы.

Применяется метод Дельфы. Процедура состоит из ряда этапов. Сначала ранжируются предлагаемые варианты по степени важности, в нашем случае от 1 до 4. Затем каждый участник обсуждения оценивает альтернативу за альтернативой с точки зрения их важности для предприятия (организации в десятибальном измерении: 1 балл присваивается наиболее важной альтернативе, 10 баллов – наименее важной. После этого данные каждого участника обсуждения (по иерархии и по важности) перемножаются, затем находится сумма произведений по каждой альтернативе.Наименьшая сумма укажет на предпочтение. Для простоты подсчета предлагается форма (схема №).

Фамилии экспертов Предлагаемые альтернативы
Надо больше платить Следует организовать соревнование Нужно помогать людям Нужно менять характер работы
    И О Пр И О Пр И О Пр И О Пр
1. Иванов                        
2. Петров                        
3. Никитин                        
4. Бодров                        
5. Грибов                        
6. Зверев                        
Примечание: И- ранг альтернативы по иерархии; О- оценка в 10-и балльном измерении; Пр- произведение И*О

По п.2.: Обсуждаются следующие элементы структуры организации: человек, формальная организация, неформальная организация, трудовой коллектив, корпорация.

Особое внимание уделяется принципам построения формальной организации (централизация, децентрализация) в условиях рыночной экономики. Приводятся основные типы структур формальной организации: линейная, функциональная, функционально-штабная.

Формулируются рекомендации менеджеру.

Осуществляя функцию планирования, надо продумать ответы на следующие вопросы:

- Имею ли я ясные цели?

- Достаточно ли хорошо я обдумал план действий?

- Собрана ли вся информация, относящаяся к плану?

- Могут ли мои подчиненные, засучив рукава, работать вместе со мною над совершенствованием плана?

- Заложена ли в плане идея на его коррекцию?

- Могу ли я проверить исполнение плана по рубежам?

- Кто привлекается для этой работы?

- Могу ли достаточно точно прогнозировать конечные результаты?

- Что мне еще необходимо сделать?

Рекомендуемая литература

1. Верлока В.С., Михайлов И.Д. Основы менеджмента. Учебн. пособие для вузов. Харьков, Основа, 1996.

2. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебн. пособ. для вузов. М.: Центр, 1998.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. \

4. Осинчук Л.Л Организация исполнения г/б. Курс лекций. К.: МАУП, 1998.

5. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Наука, 1986.

6. Русинов Ф.М., Разу М.Л., и др. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник. – М. ФБК - ПРЕСС, 1998.

7. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегия планирования в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.

8. Сацков Н.Я., Практический менеджмент, Донецк, Сталкер, 1998.

9. Герасименко В.В. Основы менеджмента / Акад. народ. хоз. при правительстве РФ;

Практическое занятие № 2 – 2 часа

Цель занятия – изучение функции мотивации управленческого цикла.

Основные понятия: концептуальные и тактические теории мотивации, мотивационные тенденции, иерархия потребностей.

Вопросы, выносимые на практическое занятие № 2:

1. Уровни иерархии потребностей.

2. Тестовый опрос и анализ результатов по пяти методикам с целью определения мотивации.

Методика проведения занятия:

a) Тестирование студентов:

Тест 2.1 Оценка мотивации.

Оцените собственные мотивационные тенденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: