Организация как открытая система. Практическое занятие № 1 - 2 часа

Практическое занятие № 1 - 2 часа

Цель занятия – анализ особенностей науки управления и основные принципы системного подхода.

Основные понятия: научный метод, системный подход, моделирование, верификация, релевантные факторы, подсистема, открытые и закрытые системы, ситуационный подход, организация, внешняя среда организации, характеристики внешней среды.

Вопросы, выносимые на практическое занятие № 1:

1. Научный метод в управлении.

2. Системная ориентация.

По п.1.: рассматриваются основные этапы применения научного метода в управлении как подхода: наблюдение, формулирование гипотезы, верификация в соответствии со схемой:

 
 


Рис. 2 Научный метод в управлении

По п.2.: обсуждается применение теории систем к управлению социально-экономическими системами. Организация рассматривается как система, состоящая из множества взаимосвязанных подсистем, которая взаимодействует с внешней средой. Все организации (социально-экономические системы) являются открытыми системами. Деятельность любой организации зависит от внешнего мира (внешней среды).

Определяются факторы и переменные внешней и внутренней среды организации в соответствии с рисунком 3.

Определяются характеристики внешней среды:

· взаимосвязанность факторов внешней среды;

· сложность внешней среды;

· подвижность среды;

· неопределенность внешней среды.

и в интерактивном режиме обсуждаются конкретные примеры экономических ситуаций.

       
 
 
   
Рис. 3 Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации



Рекомендуемая литература


1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Уч. пособие-СПб.: ГиГК "Ленизай", 1998.-573с.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

Практическое занятие № 2 – 2 часа.

Цель занятия – получить представление о необходимости моделирования социально-экономических систем, алгоритме построения модели, основных видах моделей и областях их применения, проблемах моделирования.

Основные понятия: модель, базовые типы моделей, алгоритм построения модели, линейное прогаммирование, имитационное моделирование, экономический анализ, исходные допущения.

Вопросы, выносимые на ПЗ № 2:

1. Что такое модель.

2. Необходимость моделирования.

3. Основные типы моделей.

4. Процесс построения модели.

5. Проблемы моделирования.

6. Обзор типовых моделей управления.

По п.1.: дается определение модели по Шеннону:

«Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности».

По п.2.: анализируются основные причины, обуславливающие использование моделей: естественная сложность организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальных условиях, ориентация на перспективу.

По п.3.: рассматриваются три базовых типа моделей: физические, аналоговые, математические. Обсуждаются примеры моделей различных типов.

По п.4.: анализируются основные этапы алгоритма построения модели:

· постановка задачи;

· построение модели;

· верификация модели;

· использование модели;

· корректировка модели.

По п.5.: обсуждаются следующие общие проблемы моделирования на примерах конкретных систем:

· недостоверные исходные допущения;

· информационные ограничения;

· страх пользователей;

· недостаточное использование моделей в практической деятельности;

· стоимость разработки модели.

По п.6.: рассматриваются конкретные области применения в экономике моделей теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационных моделей, экономического анализа как модели оценки затрат и выгод.

Практическое занятие № 3 – 2 часа.

Цель занятия – контроль знаний по темам № 1-4 тематического плана; обучение работе с тестами.

Методика проведения занятия:

I этап

а) тест на оценку уровня интеллектуальности (тест №1);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: