Практическое занятие № 1 - 2 часа
Цель занятия – анализ особенностей науки управления и основные принципы системного подхода.
Основные понятия: научный метод, системный подход, моделирование, верификация, релевантные факторы, подсистема, открытые и закрытые системы, ситуационный подход, организация, внешняя среда организации, характеристики внешней среды.
Вопросы, выносимые на практическое занятие № 1:
1. Научный метод в управлении.
2. Системная ориентация.
По п.1.: рассматриваются основные этапы применения научного метода в управлении как подхода: наблюдение, формулирование гипотезы, верификация в соответствии со схемой:
Рис. 2 Научный метод в управлении
По п.2.: обсуждается применение теории систем к управлению социально-экономическими системами. Организация рассматривается как система, состоящая из множества взаимосвязанных подсистем, которая взаимодействует с внешней средой. Все организации (социально-экономические системы) являются открытыми системами. Деятельность любой организации зависит от внешнего мира (внешней среды).
Определяются факторы и переменные внешней и внутренней среды организации в соответствии с рисунком 3.
Определяются характеристики внешней среды:
· взаимосвязанность факторов внешней среды;
· сложность внешней среды;
· подвижность среды;
· неопределенность внешней среды.
и в интерактивном режиме обсуждаются конкретные примеры экономических ситуаций.
|
Рекомендуемая литература
1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Уч. пособие-СПб.: ГиГК "Ленизай", 1998.-573с.
2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
Практическое занятие № 2 – 2 часа.
Цель занятия – получить представление о необходимости моделирования социально-экономических систем, алгоритме построения модели, основных видах моделей и областях их применения, проблемах моделирования.
Основные понятия: модель, базовые типы моделей, алгоритм построения модели, линейное прогаммирование, имитационное моделирование, экономический анализ, исходные допущения.
Вопросы, выносимые на ПЗ № 2:
1. Что такое модель.
2. Необходимость моделирования.
3. Основные типы моделей.
4. Процесс построения модели.
5. Проблемы моделирования.
6. Обзор типовых моделей управления.
По п.1.: дается определение модели по Шеннону:
«Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности».
По п.2.: анализируются основные причины, обуславливающие использование моделей: естественная сложность организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальных условиях, ориентация на перспективу.
По п.3.: рассматриваются три базовых типа моделей: физические, аналоговые, математические. Обсуждаются примеры моделей различных типов.
По п.4.: анализируются основные этапы алгоритма построения модели:
· постановка задачи;
· построение модели;
· верификация модели;
· использование модели;
· корректировка модели.
По п.5.: обсуждаются следующие общие проблемы моделирования на примерах конкретных систем:
· недостоверные исходные допущения;
· информационные ограничения;
· страх пользователей;
· недостаточное использование моделей в практической деятельности;
· стоимость разработки модели.
По п.6.: рассматриваются конкретные области применения в экономике моделей теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационных моделей, экономического анализа как модели оценки затрат и выгод.
Практическое занятие № 3 – 2 часа.
Цель занятия – контроль знаний по темам № 1-4 тематического плана; обучение работе с тестами.
Методика проведения занятия:
I этап
а) тест на оценку уровня интеллектуальности (тест №1);