1. Не будьте молчуном. Молчание – это не слушание, хотя многие так и думают. Пауза в разговоре – это прием слушания. Однако, если пауза превышает 5-6 секунд, она воспринимается как молчание. Молчание гасит активность говорящего.
2. Сдерживайтесь в меру. Терпение и сдержанность – это приемы воздействия. Однако, когда они переходят границу, т.е. слишком затягиваются, то обращаются в свою противоположность. Безмерное терпение и сдержанность слушающего могут породить у говорящего ответное действие в виде психологической защиты. Мерилом здесь выступает чувство меры.
3. Не выставляйте из себя умника. Натянутость и витиеватые замечания по поводу того, что говорит собеседник, часто порождают скуку. Когда говорящий в ответ на свое высказывание слышит что-то невнятное, он не может не думать о безразличном отношении к нему.
4. Следите за своим расслаблением. Раскованность стимулирует говорящего. Однако, будучи оставленной без контроля, она переходит в релаксацию (полное расслабление), что заражает этим же собеседника. В состоянии релаксации активность общения погасает.
5. Если устали, извинитесь. Контролируйте свое состояние. Когда почувствуете скованность в суставах или потребность к потягиванию, не встряхивайтесь. Это сразу замечается. Лучше всего сослаться на самочувствие или подыскать какой-нибудь предлог для перерыва.
Практическое занятие №2 – 1час. Деловое письмо.
Цель практического занятия №2 – овладение деловым письмом как инструментом побуждения к конкретным действиям и поведению.
Основные понятия: сильные и слабые стороны письменной речи, стиль, редактирование.
Вопросы, выносимые на практическое занятие№2:
1. Основные элементы делового письма.
Изучаются:
— общие положения (цели, подготовка делового письма, преимущества и недостатки этого вида коммуникации);
— содержание подготовительного этапа (цель сообщения, уточнение личности адресата, подбор материала, определение формы сообщения);
— подбор слов (глаголы, существительные, наречия, их количественные соотношения, терминология)
— стиль (состав предложений, длина фраз, компактность, «оживление» информации)
— редактирование и оформление текста.
Рекомендуемая литература
1. Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент/ Пер. с англ. – М., 1996.
2. Основы управления персоналом: Учебник. Под ред., Б.М. Генкина, М.: Высшая школа, 1996.
3. Ладанов И.Д. Практический менеджмент М.: 1995 г.- 492с.
4. Лэнд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента (пер. с англ.) – М., 1995.
5. Осинчук Л.Л Организация исполнения г/б. Курс лекций. К.: МАУП, 1998.
6. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Наука, 1986.
7. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений/ Под ред. Ф.М. Русинова, М.: Инфра-М., 1996.
8. Сацков Н.Я., Практический менеджмент, Донецк, Сталкер, 1998.
9. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., и др. – М.: ИНФРА-М. 1997. – 432 с.
10. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: «ИНФРА- М», 1997. – 344с.
Практическое занятие №3 –2часа Умение убеждать
Цель практического занятия №3 – показать необходимость убеждать людей, научить вести переговоры и доказывать свою точку зрения, т.е. научить решать задачи, с которыми сталкивается менеджер в условиях рыночных отношений.
Основные понятия: процедура убеждения, условия убеждения, приемы убеждения, тактика убеждения, «удачная» и «неудачная» критика, правила
Д. Карнеги, модель нейтролингвистического программирования (НЛП),
метод Сократа.
Вопросы, выносимые на практическое занятие №3:
1. Основные компоненты процесса убеждения.
2. Практикум по использованию модели НЛП.
3. Контрольная работа №3
По п.1.: анализируются:
— основные виды убеждения (информирование, разъяснение, доказательство и опровержение). Предлагаются правила убеждения.
— рассматриваются условия и приемы эффективного убеждения (релаксация, эмоциональная напряженность, идентификация, «концертное настроение», наставление, косвенное одобрение, метод Сократа, команды и приказы, обманутое ожидание, «взрыв», запрещения, совет, «плацебо», порицание, намек, комплимент);
— изучается тактика убеждения – тактика «семи ступеней»;
— рассматриваются цели, сущность критики как искусства обсуждения, причины «неудачной» критики. Анализируется три разновидности критики, с которыми встречается менеджер: по вертикали вниз, по горизонтали, по вертикали вверх.
— приводится схема Д.Карнеги;
— разбираются основы модели НЛП (нейролингвистического программирования): типы условных представлений (визуальный, звуковой, кинестетический), пять каналов оценки типа представлений, процессы присоединения и «ведения».
По п.2.: используются нижеприведенный практикум и схемы воздействия для практической отработки приемов воздействия.