10—893
ственности, ко всему индивидуальному. Социальные различия формировались не естественным путем (как отражение неравенства талантов и способностей), а задавались властью искусственно. Культивирование классового характера ценностей политической культуры было выгодно советскому правящему классу (партийной бюрократии), поскольку это служило прикрытием классовой сущности его господства.
4. Характерной особенностью политической культуры советского типа является абсолютизация революционных способов преобразования общества и игнорирование эволюционных методов. Политический радикализм обусловлен наличием у субъекта политики упрощенной картины мира и завышенных социальных ожиданий. Низкий уровень общей культуры социального субъекта предопределяет состояние нетерпения, стремление к быстрой реализации собственных социальных ожиданий. Революции рассматриваются как наиболее быстрый и радикальный способ решения всех проблем. Ориентация на радикальные средства социального преобразования обусловлена природой самого социального субъекта, в качестве которого после социалистической революции выступала мелкая буржуазия города и деревни, составлявшая основную массу производителей в России. Будучи отлученной от привычных форм индивидуального производства процессами его национализации и обобществления, мелкая буржуазия не была готова к органичному включению в крупное производство, поэтому в массовом порядке, с одной стороны, пополняла ряды пролетариата, а с другой - занимала ведущие позиции в аппарате управления, приспосабливая к удовлетворению своих интересов полуобщественные формы производства. Разрушение привычного уклада жизни, материальная нищета, озлобленность к прежним “хозяевам жизни” порождали у нее реакцию нетерпения, желание в одночасье создать новое общество. Поэтому ставка делалась на революционное насилие как основной метод строительства новой жизни, на “революционные скачки” как единственный способ эволюции общества.
Абсолютизация роли насилия обусловлена незрелостью субъективного фактора исторического творчества. Дефицит культуры революционных масс компенсируется избытком самомнения, организацией кампаний по борьбе с “врагами народа”, разжиганием ненависти ко всему индивидуальному, поисками недостатков у других, тягой к наклеиванию ярлыков. Социокультурные истоки конфронтационного характера поли-
тической культуры в России кроются в наличии глубокого социального и культурного разрыва между образованной и обеспеченной верхушкой общества (правящим классом) и материальной и духовной нищетой основной массы зависимого населения, сохранившейся и в советское время. Данное обстоятельство определило социокультурную динамику воспроизводства общественных отношений, которая характеризуется преобладанием разрушительной тенденции, ориентации на удовлетворение минимальных потребностей. Носителями таких ориентации были широкие маргинальные слои, сформированные революцией, гражданской войной, форсированной индустриализацией, урбанизацией. Низкий уровень культуры у люмпенских слоев обусловил их неспособность к систематической преобразующей, творческой и созидательной деятельности на основе индивидуально-достижимых ценностей.
5. Бюрократическое политическое сознание обусловило рутинный тип политической деятельности, воспроизводство устойчивых образцов политического поведения. Рутинный тип политической деятельности исключает радикальные изменения политических взаимодействий. Концентрация политической власти в руках правящего класса задает направленность движению политических инициатив сверху вниз, исключает диалог власти и общества. Политическое участие населения происходит принудительно с помощью политического давления, создается показная активность (например, инициативы трудовых коллективов), а введением представителей трудящихся в законодательные органы формируется эффект народовластия. Однако реальное отчуждение населения от политической власти предопределило развитие обезличенных форм выражения политической культуры: либо митинги в поддержку решений правящего режима, либо манифестации протеста против конкретных политических акций западных держав.
Постоянство, с которым обеспечивалось воспроизводство политических ориентации подданнической культуры, достигалось средствами тотального контроля правящего класса за процессом политической социализации населения. Во-первых, существовал такой универсальный инструмент политической социализации, как властвующая коммунистическая партия, являвшаяся единственным каналом карьерного продвижения индивида. За продвижение по службе необходимо было платить политической лояльностью режиму, преданностью идеологии. Во-вторых, компартия создала четкую и достаточно
10*
эффективную систему политической социализации, институты которой осуществляли процесс внедрения в сознание коммунистических идеалов и ценностей, начиная с детского сада и М кончая зрелым возрастом.
Однако подобная политическая конструкция была маловосприимчива к изменениям экономического, социального и духовного характера. Когда же те или иные политические лидеры пытались обновить ее, заменив те или иные механизмы, она начинала давать сбои и, в конечном счете, развалилась. Она оказалась неспособной переваривать нововведения.
Первые попытки модернизации политической системы были предприняты Н. С. Хрущевым и выразились в либерализации общественных отношений, в ослаблении политического и идеологического контроля за индивидом. Это сразу привело к появлению наряду с господствующей политической культурой диссидентской субкультуры, соединявшей в себе ценности западных демократий и некоторые идеи русской революционно-демократической мысли. Либерализация ослабила былое политическое могущество правящего класса, который вынужден был для восстановления этого могущества использовать все средства идеологического манипулирования. Однако была создана лишь видимость идейно-политического единства общества, которая в реальности уже отсутствовала. Наряду с гос-' подствующей политической культурой развивалась субкультура, представленная демократической интеллигенцией, интеллектуалами, предпринимателями, культивировавшими ценности свободы и прав человека, гражданского общества, индивидуализма, инакомыслия и т. д.
Попытки трансформировать советскую тоталитарную политическую систему, предпринятые в конце 80-х годов М. С. Горбачевым, натолкнулись на устойчивые политические ориентации подданнического типа большинства населения. Но потребность устранить политико-идеологический гнет тоталитарной системы над людьми все-таки была реализована. Сначала отменяется руководящая роль КПСС в обществе, а затем партия была на время запрещена. Коммунистическая идеология перестала быть государственной. Однако заметного изменения ценностей и стандартов политического поведения не произошло. Они по-прежнему, в основной массе, сохранили свою подданническую ориентацию. Этим воспользовался новый правящий класс (новая номенклатура), пришедший к власти на основе критики коммунистического тоталитаризма и борьбы против привилегий.
Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, будто декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. Поэтому вряд ли следует подхлестывать естественный ход культурных изменений к желаемому.
Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности и социальных "интересов создают условия для изменения типа политических ориентации. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут.
Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Как показывает практика, изменения культурного “кода” политического поведения очень медленны, часто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие между новой структурой политических институтов и стандартов прежней подданнической культуры является основой политических кризисов и конфликтов. Тем не менее уже сейчас можно отметить некоторые тенденции в развитии политической культуры современной России.
1. В условиях аномии, которая свойственна современному российскому обществу, наиболее существенным основанием различия политических субкультур является возраст. Различные группы населения формировались в неодинаковых социально-экономических условиях. Индивидуальная мотивацион-ная структура кристаллизуется таким образом, что в ней наибольшую субъективную ценность приобретает то, что либо отсутствует, либо имеется в недостаточном количестве. Для посткоммунистической России 90-е годы стали важным рубе-
жом осмысления причин глубокого кризиса, необходимости модернизации общественных отношений. В этих условиях представители возрастных групп, переживших времена материальных лишений, голод, разруху, Вторую мировую войну, придают большое значение материальным ценностям (экономической стабильности, социальной защищенности) и не ставят под сомнения социалистические ценности коллективизма, равенства, справедливости.
Среднее поколение, формировавшееся в условиях глубокой стагнации экономики, нарастающего дефицита всех видов продукции, углубления социально-экономической дифференциации общества, распространения двойной морали, лжи и лицемерия, также отдает приоритет материальным ценностям, однако его отношение к социалистическим ценностям неоднозначно: примерно половина привержена им, треть - пассивна и безразлична к процессам модернизации ценностей, остальная часть ставит под сомнение социалистические ценности.
Молодое поколение имеет принципиально иную систему ценностей, воспринимая как норму материальный достаток, выдвигая на первый план нематериальные ценности: индивидуальную свободу, возможности самореализации, утверждения себя в жизни. Немаловажное значение в данной ориентации играет высокий уровень образования, степень информированности. Нельзя сказать, что материальные ценности не составляют субъективную потребность молодых людей, но доминирующую роль играют нематериальные ценности.
2. Степень зрелости различных структурных элементов политической культуры (знаний, чувств, убеждений, ориентации) у разных социальных групп неодинакова, и общество должно освободиться от иллюзии поголовного и компетентного участия всех слоев в управлении. Политическая культура участия на первых этапах реформ российского общества развивается преимущественно в эмоционально-психологических формах всеобщего одобрения и понимания важности модернизации общества, осуждения консервативных, бюрократических сил, призывов к активному участию в реформах. Переход к демократической политической культуре осуществляется сложно и болезненно.
На ранних стадиях политической модернизации стремление личности выразить себя не всегда находило конструктивные формы. Сказалось длительное отчуждение населения от власти, от процесса принятия политических решений, показная активность. Недостаток созидательного начала в реальной
политической культуре компенсировался эмоциями, страстями, выплескивавшимися на митингах, демонстрациях, забастовках. Крайней формой выражения политической активности стал экстремизм, либо вызванный отсутствием у субъекта законных средств решения волнующих его проблем, либо являвшийся следствием частого нарушения законов самими властями. В условиях свободы политический процесс особо нуждается в консенсусе, терпимости субъектов политики друг к другу при сохранении их высокой активности. Однако активность и плюралистичность, как свойства личности, формируются медленно и неодновременно: становление активности заметно обгоняет развитие плюралистичности.
3. Политическая культура переходного общества в действи
тельности представляет собой противоречивое взаимодействие
прежних и новых зарождающихся ценностных ориентации с
устойчивым преобладанием стандартов политического поведения
подданнической культуры. И это закономерно, поскольку про
цессы перестройки сознания, ценностных ориентации, стан
дартов политического поведения отличаются наибольшей
инерционностью и консерватизмом, развиваются через меха
низмы смены поколений. Искусственное ускорение естественного
темпа культурной модернизации представляет наибольшую
опасность на пути глубоких преобразований общества. По
этой причине нарождающаяся культура активной гражданст
венности еще долго будет соседствовать с традиционными
стандартами политической деятельности, порой причудливо
переплетаясь, иногда противостоя друг другу. Механическое
увеличение удельного веса активистской культуры путем дек
ларирования роста рядов ее сторонников опасно, поскольку в
действительности это не изменяет природы политического
процесса, а лишь усиливает разрыв между актуальной полити
ческой культурой и реальной.
4. Рыночные отношения меняют конфигурацию источников и
способов формирования политической культуры, делая их разброс
более широким, а процесс формирования стихийным, менее
управляемым. Сама же культура становится более дифференци
рованной с точки зрения ее носителей (субъектов) и способов
выражения. Прежде всего не совпадает социально-классовая
структура общества и структура движущих сил модернизаци-
онных процессов, что уже позволяет отметить различие инте
ресов социальных слоев и большую избирательность их поли
тических устремлений. В таких условиях классовые ценности
перестают быть главными в политических ориентациях. Несовпадение устремлений обусловлено различиями в материальном положении, социальном престиже и объемах политической власти разных социальных слоев, неодинаковым индивидуальным социальным опытом, уровнем образования и культуры входящих в эти слои членов общества, вероятными направлениями изменений их социального статуса в результате осуществления реформ. В условиях ускорения процессов социальной мобильности, т. е. движения индивида вверх и вниз по социальной лестнице, противоречиво взаимодействуют две тенденции: во-первых, доминирующим фактором социальной активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; во-вторых, преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обусловливает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики.
5. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а следовательно, и целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований. Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентации различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Вследствие этого политический режим не способен объединить население вокруг общезначимых целей и мобилизовать его на их реализацию. Политическая стабильность в обществе достигается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем формирования зрелого гражданского общества - основы макросоциальной стабильности.
.
2.
Логические задания и проблемные вопросы
Известный английский политолог Р. Роуз следующим образом характеризует политическую культуру элиты английского общества: “Изменение ради изменения не привлекает английских политиков: они предпочитают приспособиться к своим престарелым политическим институтам, нежели отвергнуть их”. Если использовать классификацию Г. Алмонда, к какому типу культуры можно отнести данную политическую культуру? Аргументируйте свой ответ. Как Вы думаете, существует ли взаимосвязь между уровнем материального положения и типом политической культуры? Известный американский политолог С. Липсет отстаивает тезис о естественной приверженности малоимущих слоев населения к политическому экстремизму: склонности к немедленному решению социальных проблем насильственными методами. Либеральные ценности, по мнению С. Липеета, недоступны необразованным рабочим в силу их сложности. Аргументируйте свой ответ.
Как Вы думаете, чем можно объяснить преобладание в западной политической культуре ценностей согласия и толерантности? По результатам исследования Г. Алмонда и С. Вербы регулярно за общенациональными политическими событиями следят 27% американцев, 23% англичан, 35% немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. Можно ли по этому показателю судить об уровне политической
культуры?
Какой тип политической культуры выражен в формуле китайского философа Конфуция “Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном”? Какие ценности лежат в основе данного типа политической культуры?
В сознании американцев существует устойчивое представление о том, что их политическая система, созданная на основе конституции, близка к совершенству и не нуждается в существенных изменениях. Так, в 1988 г. 80% опрошенных американцев считали излишним вносить дополнительные поправки к конституции, 8% не имели по этому вопросу конкретного мнения, а 12% предлагали внести поправку, запрещающую дефицит федерального бюджета. Однако, по данным другого опроса, 55% респондентов считают, что правительство действует в интересах промышленно-финансовых групп, и лишь 39% полагали, что оно работает на благо всех. Как совмещаются в американской политической культуре вера в совершенство американской демократии с невысокой оценкой деятельности ее отдельных институтов? Чем объясняется, на Ваш взгляд, такая черта немецкой политической культуры, как высокий уровень политического доверия граждан? По данным немецкого политолога В. Бюрклина, легитимность режима опирается на политическую поддержку 80,5% граждан, легитимность правительства - 65,2 %, эффективность режима - 47,4 %.
5.3. Перспективы гражданского общества в России
5.3. Перспективы гражданского общества в России й
,г
Проблема коллективного и группового выбора является чрезвычайно важной, поскольку сам выбор вызван необходимостью осуществления широкомасштабных социальных реформ. В начале 1990-х гг. перед таким выбором оказались Россия и страны Центральной и Восточной Европы, отбросившие социалистические принципы и вновь вступившие на капиталистический путь развития. Проблема гражданского общества стала одной из ключевых в дискуссиях этого периода, в ходе которых постоянно возникал вопрос: возможно ли формирование основы гражданского общества в посткоммунистическом мире на иных, нетолерантных принципах? Для понимания особенностей постановки данной проблемы необходимо осознавать тот исторический и культурный контекст, в котором происходила сама дискуссия, выделив принципиальные пункты аргументации:
-> возрождение концепции гражданского общества в России в период “перестройки” и в Центральной и Восточной Европе в эпоху “бархатных революций” носит на себе идеологический отпечаток специфического варианта модернизации, пройденной социалистическими странами в XX в. Создание индустриальных обществ в этих странах на основе внедрения марксистской концепции (и модели) общественного развития может рассматриваться (с известными оговорками) как реализация одного из вариантов “западного пути” развития, теоретические принципы которого были разработаны Марксом в борьбе с либеральной теорией общества;
-” индустриализация и модернизация социалистического типа осуществлялись в рамках тоталитарного государства, в котором все независимые от этого государства элементы (общественные институты, организации и группы) были либо уничтожены, либо трансформированы в соответствующем тоталитарным принципам духе;
-> проблема соотношения общества и государства приобретает в рамках так называемого “посттоталитаризма” смысл и харак-
Глава 5. Социальные детерминанты политики
5.3. Перспективы гражданского общества в России
теристики, далеко не всегда сопоставимые с теми дискуссиями которые ведутся теперь в Западной Европе и США вокруг этих понятий;
-> то общее, что существует между Западной и Восточной Европой в идеологическом и политическом плане, в конечном итоге сводится к проблеме ценностей либеральных идей и институтов и их модификаций в посткапиталистическую эпоху. Под последним понятием обычно подразумевают, с одной стороны, те видоизменения, которые происходят на капиталистическом Западе под влиянием технологической и информационной революций, а с другой — особенности интеграции бывших социалистических стран в цивилизацию западного типа.
Разработка новых конституционных проектов в России, наряду с перспективой создания демократической политической системы и свободной рыночной экономики, была ориентирована на формирование основных предпосылок гражданского общества западного типа. В этом смысле речь идет о новом социальном эксперименте, когда фундаментальные идеи, характеризующие западную систему ценностей, проходят как бы “вторичную проверку”. Тем не менее результаты данного эксперимента в России пока достаточно противоречивы, а перспективы крайне неопределенны.
В большинстве посткоммунистических стран идеал гражданской свободы оказался первоначально реализованным в новом государственном аппарате и новой бюрократии. Эти социальные структуры составляли явный контраст западным традициям. Причины, обусловившие новый виток бюрократической спирали, различны. Например, в Польше, пережившей в XVIII—XIX вв. три раздела и несколько закончившихся неудачей революционных восстаний, а в XX в. — военный разгром и оккупацию нацистской Германией и в дальнейшем подчинение советской гегемонии, никогда не было сильного автономного государства (за исключением краткого периода существования авторитарного режима Пилсудского в промежуток между двумя мировыми войнами) современного типа. Идея гражданского общества приобрела поэтому у польских идеологов “Солидарности” характер идеологической альтернативы иностранному господству и имела сильный националистический налет.
В России, с ее традициями патриархальной монархической и тоталитарной коммунистической политической культуры, концепция гражданского общества, будучи встроенной в догматический псевдолиберальный проект, оказалась еще более идеологизированной и далекой от реальности. Антитоталитарная направленность этой концепции с
примесью традиционной антикоммунистической риторики приводила, как правило, к тому, что она искажала и маскировала реальный процесс разложения советского общества в направлении формирования неономенклатурного государства, нуждавшегося именно в идеологических мутантах гражданского общества, а не в его действительном существовании в качестве противовеса государству.
Перечисленные симптомы кризиса, возникшие в связи с реализацией классической концепции гражданского общества на востоке Европы, не ограничиваются, однако, только данным регионом. Следует обратить внимание на стремление западных ученых — политологов, социологов, культурологов — к “повторному открытию” его идеи в условиях “постиндустриальной цивилизации”. Например, в США, всегда представляемых в научной литературе в качестве образца гражданского общества, адекватность его модели современным общественным потребностям часто ставится под сомнение. В американской печати постоянно обсуждаются вопросы, связанные с индивидуальными правами и наделением правами, с соотношением личных свобод и общественного регулирования. Этические дилеммы, вытекающие из новейшей биотехнологии (суррогатное материнство или искусственное оплодотворение), религиозные верования, находящиеся в конфликте с современной медицинской практикой, дебаты о корпоративной собственности и участии рабочих в управлении, законы против наркотиков и т.д. — все эти вопросы о границах публичного и частного, пределах индивидуальных свобод, концептуализации понятия “общественное благо” и его отношения к правам индивида, его свободе и ответственности непосредственно затрагивают современное понимание концепции гражданского общества.
С ними связан и феномен новых политических движений на Западе, ориентированных на требования, до этого традиционно не рассматривавшиеся как политические. В практику данных движений вовлекаются неинституциональные средства политического участия в различных сферах: забота о здоровье, благосостоянии, права в сфере образования, определение роли и сферы деятельности женщин в обществе и др.
В какой мере в свете такой перспективы можно говорить о реализации в современной России элементов гражданского общества? ' Его предпосылки, по мнению теоретиков радикальных либеральных реформ, создаются в результате приватизации. В действительности приватизация имела гораздо большее воздействие на страну, чем ее авторы себе представляли, сь ;.,-& '/^ ^ол-шйдмьц” л,.;.-“-.**$.*> “'У
Глава 5. Социальные детерминанты политики
5.3. Перспективы гражданского общества в России
В советский период идея примата государственных интересов достигла апогея в 1920—1930-е гг., когда большевиками последовательно искоренялись любые ростки гражданского общества. Как справедливо отмечал российский и американский социолог В. Шля-пентох, антикоммунистическая революция 1991 г. способствовала “прыжку” России от общества с мощной коллективистской идеологией к обществу, в котором общественные интересы устранены из умов почти каждого — от простых граждан до должностных лиц высшего ранга. Поскольку история любит перемещаться от одной крайности к другой, россияне превратились в народ, который почти совершенно безразличен к любой социальной ценности, к любому общественному вопросу, и не желают приносить даже малейшей жертвы общественному благу.
Такое состояние является вполне понятным, когда большинство граждан предоставлено собственной судьбе. Долгие десятилетия россияне не могли отождествлять свои интересы ни с одной из ассоциаций — церковью, профсоюзами или политическими партиями. В настоящее время таких организаций, как прочных референтных групп, также не существует. В то же время исчезло чувство защищенности и уверенности в поддержке государства.
Новый психологический климат отнюдь не благоприятствует формированию подобного типа плюралистического сознания, который стимулирует инициативу помимо криминальной (если не брать в расчет проблему собственного выживания каждого индивида). Основные конституирующие силы в России — бюрократия и организованная преступность. Предпринимательская деятельность невозможна без поддержки одной из них или обеих сразу.
По Шляпентоху, современное российское общество (как, впрочем, и всякое другое) состоит из шести блоков:
•^ некоррумпированные бюрократы;
•^ коррумпированные бюрократы;
•^ лица, не вовлеченные в незаконную деятельность;
^ лица, вовлеченные в незаконную деятельность;
^ члены криминальных группировок;
^ люди, вовлеченные в неорганизованную криминальную деятельность.
Все перечисленные сферы органически присущи любому обществу. Отличие России — чрезвычайно высокая роль “незаконных
секторов”. “в
Можно прийти к определенному выводу: в России возникло своеобразное гражданское общество со знаком минус, представляю-
щее собой историческую аномалию. Причина ее возникновения та же, что и возникновения коммунистического тоталитарного строя, — попытка резкого разрыва с прежней традицией путем бездумного и преступного внедрения в общественную ткань умозрительного социального проекта. Неизбежная реакция отторжения возвращает общество в результате целого ряда социальных метаморфоз в более архаизированное состояние как по отношению к собственному историческому прошлому, так и по отношению к нормам и социальной практике, сложившимся в либеральных обществах.
Одной из версий интерпретации новой исторической ситуации стала концепция “нового российского феодализма”, получившая широкое распространение среди отечественных и зарубежных ученых. Так, выступая на XIII Всемирном конгрессе социологов, российский историк Н.Н. Покровский довольно категорично утверждал, что современная посткоммунистическая Россия представляет собой определенную форму “феодализма с постмодернистским лицом”.
Напротив, в работах В. Шляпентоха изложена концепция, основанная на параллелях современной российской социальной системы и общественного сознания с раннеевропейским феодализмом. “Феодальная Европа, — отмечает он, — представляет многочисленные параллели с политической жизнью современной России, даже если экономическая среда двух обществ кажется несопоставимой: для одного характерна средневековая экономика с абсолютным преобладанием сельского хозяйства и ремесел, для другого — высокоразвитая индустриальная экономика, способная запускать космические корабли. Конечно, сельское хозяйство продолжает играть важную роль в судьбе российского общества. Сходство с ранним феодализмом может быть также найдено в любом современном обществе, которое вследствие межэтнических и племенных конфликтов или благодаря коррупции имеет государство, не способное придать силу законности и порядку”.
Как и в Западной Европе тысячелетней давности, “в сегодняшней России границы между публичной и частной сферами либо размыты, либо вообще не существуют: власть и собственность настолько переплетены, что их часто невозможно отделить друг от Друга. Подобно средневековым баронам, российские бюрократы на всех уровнях иерархии используют свою политическую власть для осуществления контроля над собственностью, в то время как богачи обменивают деньги на власть, для того чтобы контролировать политические решения”. Соответственно личные связи играют зача-
Глава 5. Социальные детерминанты политики
5.3. Перспективы гражданского общества в России
стую гораздо большую роль, чем связи, основанные на формальном положении людей в политических, социальных и экономиче-ских структурах. “Это означает, что наиболее могущественными людьми в стране являются не государственные деятели, избираемые на выборах, но близкие друзья президента (или короля, если мы обратимся к прошлому)”.
Некоторые российские политологи, однако, не удовлетворяются проведением такого рода параллелей между европейским феодализмом и современной российской действительностью, выглядящих, скорее, как историческая метафора, и стремятся подвести под них более солидное социологическое основание. “...Диктатура номенклатуры, — утверждает, например, М.С. Восленский, — это феодальная реакция, строй государственно-монополистического феодализма. Сущность этой реакции в том, что древний метод "азиатского способа производства", метод огосударствления применен здесь для цементирования феодальных структур, расшатанных антифеодальной революцией. Архаический класс политбюрократии возрождается как "новый класс" — номенклатура; он устанавливает свою диктатуру, неосознанным прообразом которой служат теократические азиатские деспотии. Так в наше время протянулась стародавняя реакция, замаскированная псевдопрогрессивными "социалистическими" лозунгами: сплав феодализма с древней государственной
деспотией”.
Проекция теории Восленского на российские посткоммунистические реалии придает теоретической версии “нового российского феодализма” более убедительный характер по сравнению с интерпретацией Шляпентоха хотя бы вследствие того рационального довода, что резкий разрыв с модернизированной феодальной традицией не только невозможен на практике, но может привести даже к деградации экономической и политической системы в направлении формирования более примитивных квазиноменклатурных “феодальных” структур.
Одна из последних попыток подвести итоги дискуссии о новом российском феодализме содержится в работах английского политолога Д. Лестера, выделившего следующие его элементы:
^ абсолютное преобладание частных интересов над публичными не только на уровне обыденной жизни, но особенно в предпочтениях и поведении государственных служащих — от бюрократов до
политиков;
•^ тесное переплетение собственности и власти; во многих случаях целые области превращаются в обширные феодальные фьефы на условиях личного держания;
^ постоянно усиливающееся преобладание личных связей, основанных на все более формальных (или институализированных) отношениях в политической, социальной и экономической сферах. Типичным выражением этих связей становится понятие “крыша”. Если отношения “вассалитета” преобладают на уровне самих правителей, то на нижних ступенях социальной лестницы наиболее типичными становятся отношения патронажа, являющиеся, как свидетельствует опыт европейского Средневековья, не выражением анархии, но, наоборот, стремления к установлению определенного порядка;
•^ всеобщее господство бартера на всех уровнях общества — от производственых коллективов до сферы государственного управления;
^ рост насилия, заставляющий людей все больше полагаться на собственные силы вплоть до создания личных армий теми, кто обладает достаточными для этого средствами. Естественно, эта тенденция укрепляет отношения между “лордами” и “баронами” по принципу предоставления защиты (крыши) более слабым со стороны более могущественных;
^ “провинциализация” страны, т.е. резкое уменьшение тенденции к интеграции во всех сферах жизни;
^ неспособность достичь компромисса и согласия в политической сфере, поскольку в результате усиления интриг ставки в борьбе за власть часто оказываются очень высокими;
^ политические партии и ассоциации все больше становятся орудием частных интересов и продвижения отдельных политиков, а не формой представительства и артикуляции интересов;
^ формирование “государства в государстве” в высших эшелонах власти как средство обеспечения безопасности и личного благосостояния.
О том, что концепция “российского феодализма” не препятствует анализу проблемы генезиса гражданского общества, свидетельствует, например, ранняя интерпретация этой концепции, осуществленная венгерским политологом Т. Самуэли, который настаивает на существовании неизбежной дихотомии при любой оценке исторической роли западной феодальной традиции. “С одной стороны, она бесспорно представляла собой анархическую силу и в исключительных случаях... приводила к хаосу. И все же заслуживает внимательного отношения и тот факт, что гораздо более важным в долговременной перспективе было то сдерживающее влияние, которое [феодализм] оказывал на государственную власть. Именно
Глава 5. Социальные детерминанты политики
5.3. Перспективы гражданского общества в России
эта способность привела к тому, что феодализм внес решающий вклад в эволюцию демократических процессов...” В данном смысле “феодализм, при всей его несправедливости и неравенстве, был в сущности тем, что сегодня можно было бы назвать плюралистическим обществом в противоположность монолитному деспотизму (или этатизму)”.
Наиболее вероятно, что дальнейшая эволюция российских политических институтов сделает ненужной подобную реабилитацию феодализма в духе А. де Токвиля. Проблема заключается в том, что современные политические дискуссии о перспективах становления гражданского общества в регионах, где формирование последнего может пока рассматриваться как следствие социального эксперимента, имеют вполне объективную тенденцию игнорировать именно аспект толерантности. Удивительного здесь ничего нет: искусственное навязывание стандартов, которые общественное сознание и практика не могут освоить по мановению волшебной палочки, неизбежно порождает нетерпимость как со стороны элиты, так и со стороны основной массы индивидов. Искусственная комбинация гражданственности и толерантности невозможна в принципе ни в одном обществе. Их органическая совместимость может возникнуть только вместе с появлением сложной системы гражданских коммуникаций и групп интересов не только дополняющих и ограничивающих друг друга, но и неизбежно навязывающих новой бюрократии толерантный компромисс.
При анализе перспектив формирования гражданского общества в России необходимо прежде всего признать непреложным фундаментальный исходный факт: гражданское общество том виде, в каком оно обрисовано в западной традиции общественной мысли, в нашей стране либо не существует, либо находится в самом начале своего создания. В каком же смысле идея гражданского общества может быть осознана и усвоена россиянами? В каком значении и контексте?
В настоящее время вряд ли найдется хотя бы один серьезный политолог или политик, который однозначно назвал бы существующую в России социально-политическую систему демократической, основываясь на простом факте существования парламента, всеобщего избирательного права, партий и института президентской власти. В результате проводимой ультралибералами политики наша страна имеет своекорыстную олигархию, доведенную до катастрофического состояния экономику, слабое государство, неимоверно раздутый по сравнению с советским периодом бюрократический
I
ш
аппарат, эфемерную партийную систему, тотальное беззаконие и коррупцию, чудовищное разрастание организованной преступности, контролирующей обширные сектора промышленности и стремящейся во власть. Авторитарные традиции политического господства поддерживаются не только сходством менталитета отечественных неолибералов с их большевистскими прототипами, но и пассивностью и апатией основной массы населения, борющегося за выживание в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Даже в относительно благополучных столичных городах мы сталкиваемся с теми же проблемами, в частности с деградацией тех общественных структур, которые, в том случае если бы был избран иной вариант реформирования России, могли стать надежной основой рождающегося гражданского общества. Речь идет прежде всего о российских университетах и о всей системе высшего и среднего профессионального образования в целом, творческих союзах, независимой прессе. В условиях, когда в стране практически отсутствуют профсоюзное движение, группы давления, способные защищать интересы обездоленных граждан, — говорить о формировании гражданского общества преждевременно.
Основа, на которой может быть продолжена дискуссия и предприняты реальные практические шаги, по-видимому, состоит в нахождении варианта развития не только преодолевающего негативные последствия лжереформ, но и позволяющего выйти на тот магистральный путь, по которому пошло большинство цивилизованных стран.
В настоящее время в научной литературе представлено несколько вариантов выхода из тупика. Их сторонники исходят прежде всего из идеи о том, что в остающейся единой России создание современного гражданского общества возможно только на наднациональной основе, т.е. при условии превращения россиян в политическую нацию, внутри которой национальные различия имели бы исключительно конфессиональный и социокультурный характер.
Разумеется, поиск новой российской идентичности невозможен без восстановления правового государства. В свою очередь его восстановление в полном объеме невозможно без преодоления тех “новых феодальных” традиций, источником которых являются не только амбициозные региональные лидеры, но до недавнего времени и сама центральная власть. Гражданское общество в России не может сформироваться без восстановления стабильного среднего класса, уничтоженного за последнее десятилетие с такой же после-
Глава 6. Политические элиты и лидерство
талитарной системы, основным признаком которой является вйу ренняя монолитность, преданность вождю.
Новое поколение номенклатуры оттеснило “ленинскую гвардию” после победы И.В. Сталина. После гражданской войны в разросшийся партийный аппарат влилась большая группа функционеров рабоче-крестьянского происхождения. Они обладали более низким образовательным и культурным уровнем, никогда не бывали за границей, имели самое примитивное представление о марксисткой теории. Победа Сталина, отказ от идеи мировой революции, постепенный отход от радикального интернационализма в пользу возрождения национальных традиций стали возможны благодаря явному численному преобладанию второго поколения номенклатуры. “Ленинская гвардия” была значительно потеснена в структурах власти, но не устранена окончательно.
В годы “большого террора” (1937—1939) репрессии в первую очередь обрушились на остатки “ленинской гвардии”, но среди жертв репрессий были и представители второго поколения номенклатуры. В результате такой “чистки” освободились тысячи мест в партийно-государственном аппарате на разных уровнях. Эти места оказались оккупированы новым поколением номенклатуры, длительное время занимавшим ключевое положение во властных структурах страны. В правящую элиту пришли молодые люди, получившее образование уже в советское время. Этот процесс носил массовый характер.
Следует отметить, что репрессии против представителей номенклатурной элиты выполняли в тоталитарной системе ряд функций. При отсутствии реальных экономических стимулов для добросовестного выполнения своих обязанностей их заменял страх за собственную судьбу. Кроме того, номенклатурная система организации государственного и партийного аппарата создавала благоприятные условия для коррупции. Отсутствие реального контроля снизу и какой-либо гласности способствовало росту коррупции партгос-аппарата. Естественно, что многие представители элиты находились в постоянной тревоге за свою жизнь и судьбу. Сразу же после смерти Сталина наиболее популярной становится идея о прекращении репрессий и либерализации режима в целом. Номенклатура поддержала процесс десталинизации. Решающая роль в наступивших переменах принадлежала третьему поколению номенклатуры, окончательно утвердившемуся на всех ступенях партийно-государственного аппарата с середины 1950-х гг.
Наступил “золотой век” для номенклатуры, впоследствии названный “застоем”, который принес спокойствие партийно-государствен-
6.2. Роль элит в осуществлении политической власти
ным функционерам: их жизнь и карьера стала стабильной и предсказуемой. Но в обществе нарастали кризисные явления, зрели противоречия. Руководство предпочитало не замечать их. Третье поколение советской номенклатуры, придя в структуры власти в молодом возрасте, находилось там несколько десятилетий, постепенно придавая режиму геронтократический характер.
Постепенно начал вырисовываться облик нового поколения, которое шло на смену находившемуся у власти. Идейные мотивы, которыми руководствовались в своей деятельности предшествующие поколения, ушли в тень, а на первое место выдвинулись прагматизм, а иногда и откровенный карьеризм. Четвертое поколение советской элиты приобрело откровенно ^технократический характер.
Крах прежней политической и экономической системы означал также и смену правящей элиты. Характеризуя процесс смены элит, все бывшие советские республики можно условно разделить на три группы. Первая группа — среднеазиатские республики, где партийно-государственная элита полностью сохранила свои позиции, сменив лишь вывески (например, в Туркмении коммунистическая партия стала называться “демократической”, а в Узбекистане — “народно-демократической”). Другая группа — республики, где бывшая партийная номенклатура в значительной степени устранена из структур исполнительной власти (например, Армения, Латвия, Эстония). Третья, самая многочисленная группа постсоветских государств, куда входит и Россия, отличается частичной сменой правящей элиты. По данным Института социологии РАН, представители советской номенклатуры составляли в 1994 г. около 75% состава высшего российского руководства (включая правительство), более 50% партийной и 60% парламентской элиты, около 40% бизнес-элиты и более 80% региональных элит. Высокое представительство старой номенклатуры в составе современной российской элиты не следует воспринимать как трагедию, свидетельствующую о “номенклатурном реванше”. Номенклатура была носителем управленческого опыта, востребованного и в новой ситуации. В настоящий момент состав правящей элиты России в значительной степени стабилизировался. Она включает в себя, наряду с выходцами из старой номенклатуры, и новых лидеров, выдвинувшихся на рубеже 1980—1990-х гг. В наши дни путь к вершинам власти вновь становится более сложным и менее прямым.
Важны изменения не столько в составе политической элиты, сколько в ее структуре. Для анализа нынешних российских реалий наиболее адекватно подходит концепция плюрализма, поскольку российский политический класс сегодня в отличие от советской
Глава 6. Политические элиты и лидерство
V
6.3. Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили
номенклатуры больше не представляет собой гомогенного целого. Он распадается на множество группировок не только по идейно-политическим, но и по функциональным признакам. В этой связи” важное значение имеют и будут иметь региональные элиты. В| советские времена степень интеграции номенклатуры на местном! уровне была невелика, так как существовала практика движения! кадров не только по вертикали, но и по горизонтали. А целью! многих функционеров был перевод на ответственную работу в* центр. В начале 1990-х гг. положение изменилось. Перед региональными элитами открылись большие возможности, что способствовало их сплочению на основе общих корпоративных интересов. Обособление региональных элит, усиление бесконтрольности их деятельности поставили под угрозу целостность российского государства и снизили уровень его управляемости. В последнее время федеральный центр предпринял ряд шагов, направленных на укрепление вертикали власти и единого правового пространства, что частично нейтрализовало проявившиеся в предшествующий период негативные тенденции, связанные с функционированием региональных элит.
6.3. Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили
Наряду с элитами важнейшими субъектами политического процесса являются политические лидеры. Лидер — личность, способ-1 ная оказывать постоянное и решающее влияние на государство,! общество, организацию, большую или малую группу. Лидерстве?! проявляется во всех сферах общественной жизни, включая поли-! тику. Поскольку политический лидер это всегда живой человек! со своими чувствами и эмоциями, при объяснении феномена поли-1 тического лидерства обязательно учитываются психологические; факторы.
В политической науке существует несколько теоретических концепций, объясняющих данный феномен. Исторически первой была теория черт. Суть ее заключается в предположении о том, что лидер обязательно обладает качествами, отличающими его от других людей, причем качества могут передаваться по наследству. В русле приведенной концепции проводились исследования различных правящих династий, анализировались браки в среде правителей, но никаких значимых результатов они не принесли. Это приве-
ло к разочарованию в теории черт и появлению новой, ситуативной концепции лидерства, сторонники которой полагали, что появление лидера возможно при совпадении места, времени и обстоятельств.
Противоречия между двумя указанными подходами попыталась устранить личностно-ситуационная теория. Ее представители Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые следует учитывать при анализе феномена лидерства:
• черты и мотивы лидера как человека;
• образы лидера и мотивы следовать за ним, существующие у
его последователей;
• характеристики роли лидера;
• институциональный контекст, т.е. те официальные рамки и пра
вовые поля, в которых функционирует лидер и в которых он взаи
модействует со своими сторонниками.
Р. Стогдилл и К. Шатл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство рассматривалось теперь не как характеристика отдельного индивида, а как отношения между людьми.
Еще одной психологической концепцией лидерства стала теория “ожидания — взаимодействия”. В ней внимание сконцентрировано на построении операциональной модели лидера. Ф. Фид- лер создал модель эффективного лидерства, определяющую желательный для каждой ситуации стиль лидерства. По мнению исследователя, это может быть либо ориентация на задачу (инструментальное лидерство), либо ориентация на межличностные отношения (эмоциональное лидерство).
Широкое распространение в политологии и политической психологии получила мотивационная теория лидерства. Среди ее представителей можно назвать С. Митчела и С. Эванса. Данная теория связывает эффективность лидерства с воздействием лидера на мотивацию его последователей. Поведение лидера можно считать мотивирующим в той степени, в которой он увеличивает вероятность достижения сторонниками их целей и разъясняет способы Достижения целей. Мотивационная теория предлагает следующие основные типы поведения лидера:
• поддерживающее лидерство, отличающееся дружеским отноше
нием к последователям, проявлением интереса к их потребностям;
• директивное лидерство, регламентирующее и контролирующее
действия последователей;
Глава 9. Государство как политический институт
9.3. Современное российское государство
го устройства может оказаться лучшей, если она соответствует конкретным условиям и наиболее полно обеспечивает свободное развитие граждан.