Иерархия локалитетов. Правило «ранг-размер»

Мы выяснили, что основными причинами формирования иерархии локалитетов являются:

а) географическое положение;

б) внутренние природные условия и ресурсы;

в) концентрация функции;

г) концентрация населения и техносферы.

Чем более выгодное географическое положение занимает локалитет, чем более комфортны для проживания населения его природные условия, чем более разнообразны и взаимодополняемы природные ресурсы, чем больше концентрация функций, тем больше привлекательность локалитета для населения и техносферы.

Формулу привлекательности локалитета можно записать следующим образом:

ГП + (ПУ и ПР) + КФ = КНиТ

То есть, концентрация населения и техносферы (КНиТ) есть результат сложения выгод географического положения, природных условий и ресурсов и концентрации функций.

Если сравнить Москву и Санкт-Петербург, то очевидны более выгодное географическое положение первой столицы, более комфортные природные условия, большая концентрация функций, особенно информационно-сервисных и, как результат, большая концентрация населения и большая привлекательность для мигрантов.

В свою очередь, Санкт-Петербург имеет преимущества перед Нижним Новгородом или Новосибирском, последние - перед городами более низкого ранга и т.д.

В 1913 г. немецкий географ Фридрих Ауэрбах установил простейшую зависимость между численностью населения локалитета (города) и его положением (рангом) в иерархической структуре населенных мест страны.

Согласно этой зависимости численность населения любого города определяется отношением численности населения крупнейшего города страны к порядковому номеру (рангу) данного города.

Применение правила «ранг-размер» для России показывает, что при численности населения первого города (Москва) (Р1) - 8,66 млн. чел, численность населения

второго города (Санкт-Петербург) Р2=8,66/2=4,33 млн. чел (реально - 4,8 млн. чел)

восьмого города (Уфа) - Р8=8,66/8=1,08 (реально - 1,1 млн. чел)

шестнадцатого города (Красноярск) Р16 =0,54 (реально - 0,87) и т.д.

Отличие обусловлено тем фактом, что длительное время система городов СССР развивалась как единая система и для более точных расчетов, необходимо учитывать ранг и численность населения городов бывших республик СССР вместе с российскими городами. График распределения дан на РИС.8.

Для приведения реальной кривой к идеальной можно использовать соответствующие коэффициенты. Однако этот вопрос больше относится к методике исследований, чем к пониманию процессов и причин такого распределения.

Что же касается причин, то Г. Саймон предположил действие своеобразного уравновешивающего механизма роста, когда накопление критической массы одинаковых объектов раньше или позже приводит к качественным изменениям и появлению объектов более высокого уровня сложности и размеров. Так, прежде чем в стране появится город с численностью населения 8,7 млн. человек, там должно появиться огромное количество сел, затем малых и средних городов, затем крупных городов и, наконец, крупнейших городов.

В России на 153 000 сел с общей численностью населения 39,1 млн. человек, приходится 3065 средних, малых городов и поселков городского типа с численностью населения 40,6 млн. человек, 153 крупных города (от 100 до 999,9 тыс. чел) с общей численностью населения 42 млн. человек и 13 городов-миллионеров с общей численностью населения 25 млн. человек.

Обращает на себя внимание примерное равенство общей численности населения по каждой из названных групп, однако резко сокращается численность населенных пунктов при переходе от одной группы к другой (соответственно в 50, 20 и 13 раз, или в 50, 1000 и 12750 раз по сравнению с количеством сел).

Отметим также определенную закономерность увеличения числа городов с суммарной численностью населения 8,7 млн. человек.

На верхнем уровне иерархии такое количество населения концентрируется в одном городе (Москва).

На втором уровне необходимо четыре города (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск и Екатеринбург), общая численность населения, которых составляет 8,8 млн. чел.

На третьем уровне для достижения такой численности необходимо уже 8 городов (Самара, Омск, Уфа, Казань, Челябинск, Пермь, Ростов-на-Дону, Волгоград).

На четвертом уровне 12 городов (8,42 млн. чел).

На пятом уровне 18 городов.

На шестом - 24 города и т.д.

Показательно, что численность населения наименьшего по численности населения российского города - Высоцка, имеющего 1015 ранг в 8700 раз меньше численности населения Москвы.

Помимо статистической иерархии (ранг-размер), четко выявляется пространственная иерархия локалитетов (размер-расстояние).

Она показывает, что чем выше ранг городов, тем больше расстояние между ними. Так, расстояние между глобальными городами (Лондон, Париж; Нью-Йорк, Токио) составляет 8-14 тыс.км, между континентальными городами (Москва, Каир, Абадан, Дели, Пекин, Мехико, Рио-де-Жанейро и др.) - 5-10 тыс.км, а между малыми городами расстояние не превышает 100-200 км.

Изучая пространственное распределение локалитетов, немецкий географ Вальтер Кристаллер обратил внимание на формирование достаточно правильной пространственно-иерархической структуры, в которой населенные пункты одинакового ранга равноудалены друг от друга и создают вокруг себя кольцевые сферы влияния (РИС.9). Такие города В. Кристаллер назвал центральными местами..

Центральные места влияют не только на свое ближайшее окружение, но, при достижении определенного уровня иерархии, на территорию регионов и даже стран (столичные города). В Германии зона обслуживания центров земель составляет 35 000 км2, в России - зона обслуживания областных центров составляет 196300 км2.

Для столичных городов эта разница еще выше, что имеет как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, меньшая площадь легче управляется и контролируется, с другой стороны, ограниченность ресурсов меньшей площади снижает устойчивость существования центрального города. В то же время, ограниченность ресурсов заставляет центр искать возможность их более эффективного использования.

Поэтому децентрализация как способ интенсификации использования ресурсов территории и повышения уровня конкуренции, является составной частью региональной политики западных стран. В этом же направлении развивается и региональная политика в России.

Положение локалитета в общей системе иерархии оказывает огромное влияние на перспективы его развития или деградаци и. Тем не менее, при определенных условиях возможно изменение данного положения путем стимулирования внутреннего развития.

В качестве основных способов такой стимуляции в настоящее время рассматриваются изменение положения локалитета в институциональном пространстве (свободные экономические зоны, специальные зоны, оффшорные зоны), поиск внутренних ресурсов развития и реализация стратегии R&D (Reserch and Development), т.е. стратегии взаимообусловленного развития образования, науки и экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: