Модели пространственного взаимодействия городов. «Имплозия городов»

Попытки выявить закономерности, лежащие в основе пространственных взаимодействий между городами (перемещения людей, грузов, информации, диффузии нововведений, другие виды взаимосвязей), привели к идее воспользоваться фундаментальным законом всемирного тяготения (два тела притягиваются к друг другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния).

Но в качестве массы в данном случае применяется численность населения (напр., численности населения в зависимости от размера душевого дохода в разных регионах), а исчисление расстояния в стоимости транспортных затрат.

Исследование реальных условий взаимодействий между городами позволило выявить важное свойство относительного сжатия пространства между крупными городами (имплозия городов по Хаггету). Благодаря применению между ними скоростных средств транспорта - крупные города как бы сближаются между собой, тогда как расположенные, казалось бы, ближе к ним малые города относительно «отдаляются» от них (попасть из Москвы в Новосибирск быстрее и легче, чем в некоторые небольшие города, расположенные в 200-300 км).

Шведские географы (Г. Хагерстранд, Г. Торнквист) пошли еще дальше и попытались проранжировать города по степени их предпочтительности для осуществления контактов (шкала контактабельности), имея ввиду, что при развитии научных, деловых и иных контактов технические средства связи отнюдь не уменьшают необходимости в личных контактах, осуществляемы в определенные рабочие часы суток. Оказалось, что если столица страны Стокгольм имеет индекс предпочтительности контактов 100, то малые города в его окружении - от 80 до 90, Гетеборг и Мальме - 78 и 70, Кируна - 36.

Эти оценки важны, например, для суждения о целесообразности новых центров науки и наукоемких производств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: