Модели динамики города

Динамика города изучает два основных процесса.

Первый - взаимодействие города с внешней средой и изменение границ города как внешнее проявление этого процесса.

Второй - внутренние изменения пространственной, функциональной структуры города, движение населения, капитала, товаров и услуг во внутригородском пространстве, институциональные изменения и многие другие аспекты внутренней трансформации городов.

Что касается первого процесса, то можно отметить, что города расширяются несколькими основными способами:

а) агглютинацией («приклеиванием» сельских населенных пунктов, стремящихся войти в городскую черту в поисках комфорта);

б) появлением городов-спутников с последующим их присоединением к границам основного города;

в) многоядерным расширением (через слияние нескольких близко расположенных городов);

г) равномерным расширением (за счет поглощения сельскохозяйственных или рекреационных земель по всему периметру города);

д) созданием пригородов и урбанизированных пространств с сохранением зеленых поясов между ними и т.д.

После работ Э. Ховарда главным направлением в градостроительной теории и практике развитых стран становится поиск способов ограничения экстенсивного роста крупных городов, включающих как административные, так и рыночные методы регулирования.

Высотная застройка в центральных районах, высокоплотная низкоэтажная застройка в спальных районах, высокая арендная плата, создание зеленых поясов и многое другое привело к существенному ограничению расширения городов и созданию смешанных эколого-урбанизированных пространств.

Динамику внутренней трансформации городов изучают с помощью следующих моделей.

Согласно теории рынка городских земель (один из разработчиков - В. Алонсо), процесс расселения (размещения жилья) в городе рассматривается как совокупность индивидуальных выборов на основе сопоставления двух основных переменных - площади земельного участка и расстояния до центра города. В результате были выявлены следующие закономерности:

1. Чем ближе к центру города, тем меньше транспортные расходы, но выше арендная плата.

2. Чем дальше от центра, тем ниже арендная плата, но выше транспортные расходы.

Человек, осуществляющий выбор места жительства, стремится либо к минимизации совокупных издержек проживания и перемещения, либо к минимизации одной из составляющих (рис. 13).

Сочетание хороших экологических условий и низкой арендной платы в пригородной зоне делает ее наиболее привлекательной для населения с личным автотранспортом.

Г. Блюменфельд впервые обратил внимание на волноподобный рост города. Изучая изменение плотности населения по 15 концентрическим зонам Филадельфии за 50 лет, он показал, что в городе в каждый конкретный момент времени существует зона максимального роста численности населения («гребень расширения города»), которая постепенно удаляется от центра к периферии города.

Возможно, объясняет волновое изменение прироста населения такой естественный процесс, как старение населения в староосвоенных районах города и расселение молодого поколения в новых районах. Очевидно, что наибольший естественный прирост будет отмечаться в новых районах города, куда и сместится зона основного прироста населения.

Работы чикагских географов и градостроителей в 40-х годах XX века, посвященные моделированию развития городов с учетом показателей транспортной и социальной инфраструктуры, старения населения, налоговой политики городских властей, создания новых рабочих мест и других факторов внутригородской динамики, позволили в 1980-х годах создать ряд программ компьютерного моделирования динамики города (Симсити, СимСити 2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: