Не существует наперед заданного способа отмывки фасада. Один и тот же объем может быть представлен по-разному: композиция природное окружение, освещение, манера отмывки определяется в результате графического изучения объекта и эскизирования.
В процессе эскизирования важным этапом над работой является ознакомление с отмывкой русских архитекторов: М. Казакова, Д Кваренги, Д Жилярди, А. Воронихина, А. Мельникова и др.
Главное правило отмывки касается ее последовательности: от пространства к плоскости, от общего к деталям. Нельзя начинать с деталей, какими бы эффективными они не казались.
Достоверность отмывки в первую очередь зависит от правильных яркостных соотношений между архитектурой и фоном (небом). Передача пространства выбранной композиции определяется «планами» и соответствующим яркостным рядом. Крайними границами этого ряда будут самое светлое и самое темное место отмывки.
Передача пластики зависит от характера освещения. При солнечном освещении важно определить, на что «настраивается» глаз зрителя, на тень или свет. Если в поле зрения больше освещенных мест, глаз адаптируется к свету, и тени воспринимаются непрозрачными и контрастными. Если поле зрения затенено, глаз привыкает к пониженным яркостям, тени становятся легкими и прозрачными, а яркость освещенных солнцем мест кажется слепящей. В этом случае прорабатываются тени и почти не касаются освещенных мест; в свету формы «упрощаются», «заливаются» солнечным светом, светотеневые нюансы исчезают.
|
|
Важное значение имеет масштаб фасада, так крупный масштаб чертежа дает представление о том, что архитектурная форма находится вблизи, мелкий – что здание находится вдали. В силу этого крупномасштабному фрагменту следует придавать живописные черты переднего плана с ясным очертанием, конкретной светотенью, интенсивным собственным цветом строительного материала и с очень заметной фактурой. Мелкомасштабный фасад должен обладать чертами дальнего плана с мягкими воздушными очертаниями, нюансной светотеневой проработкой, с отсутствием фактуры, с более обобщенным силуэтом.
Важной задачей отмывки является передача окружающей среды характерной для избранного объекта. Введение в чертеж элементов антуража, ландшафтного или предметного характера - стаффажа (стаффаж – включение в композицию чертежа предметов, окружающих архитектурное сооружение: люди, машины и т.д.). должно преследовать две цели: информационно-композиционную и выявление масштаба сооружения. Прием изображения антуража следует подчинять общему принципу отмывки, т.е. сохранению единства восприятия всех элементов чертежа.
|
|
При выполнении отмывки фасада необходимо установить тип строительного материала, из какого выполнена наружная отделка. Характер материала определяет общее тональное соотношение здания и фона или отдельных частей здания. При изображении кирпичной кладки в мелком масштабе нет необходимости отделывать каждый кирпич, достаточно сохранить только порядовку (см. приложение №2). При изображении деревянных сооружений с типичными элементами бревен, досок, балок и т.д. материал построек характеризуется только светотенью. При этом сооружение на фоне неба темнее своего фона. Солнечный свет создает резкую светотень, выявляет рельеф бревенчатой стены.