Последовательность составления годового бюджета и характеристика основных бюджетов

Технология составления годового бюджета, характеристика и взаимосвязи между отдельными бюджетами описываются на примере предприятия, занимающегося производством и реализацией трех видов продукции. Для упрощения расчетного примера принята следующая система допущений:


• предприятие имеет простую структуру (один производственный цех и несколько обслуживающих отделов и служб), поэтому бюджет составляется в целом по компании без разделения по центрам ответственности;

• ассортимент ограничен тремя продуктами;

• основные и вспомогательные материалы на единицу продукции планируются одной суммой без разделения по составляющим;

• компания не планирует приобретение основных средств, поэтому бюджет капитальных затрат не составляется;

• амортизация начисляется по линейному методу (одинаковая сумма в каждом месяце).

Все перечисленные выше упрощения не носят принципиальный характер, а служат исключительно целям обеспечения простоты и наглядности технологии бюджетирования. Механизм составления годового бюджета для предприятий с более сложной организационной структурой и значительным ассортиментом составляется с помощью аналогичной технологии только с большим объемом данных. Планирование по центрам ответственности также происходит по схеме, описываемой ниже, и с теми же особенностями составления отдельных бюджетов. Для консолидации бюджетов ЦО в сводный бюджет необходимо просто просуммировать статьи операционных и финансовых бюджетов и вычесть суммы внутренних перемещений (для этого в бюджетах каждого ЦО необходимо добавлять строки/столбцы «в том числе внутренние перемещения»).

Подчеркнем одну важную особенность составления бюджета, имеющую отношение к НДС. дело в том, что в годовом бюджете одна часть бюджетов (например, бюджет продаж или себестоимость) составляется на базисе начислений и служит для формирования отчета о прибыли. для этих бюджетов все расчетные статьи планируются без НДС. Другая часть бюджетов составляется на кассовом базисе (например, бюджет оплаты поставщикам за сырье). Статьи этих бюджетов планируются с НДС, поскольку это соответствует фактическому денежному потоку. Помимо такого отражения НДС в отдельных бюджетах, дополнительно составляется отдельно бюджет НДС, который устанавливает плановое значение налога на добавленную стоимость, которое предприятие начисляет и выплачивает каждый месяц.

Процедура составления бюджета представлена в виде отдельных шагов. Использованная для расчетов программа помещена в электронном приложении в разделе Software2/Support2 под именем Уеаr_bgt.xls.

Шаг 1. Составление начального баланса. Баланс составляется для определения состояния компании на начало бюджетного года. Поскольку процесс планирования начинается за несколько месяцев до начала следующего года, начальный баланс тоже будет прогнозным. Основные статьи баланса рассчитываются на основании фактического баланса на последнюю дату и бюджета на текущий год. Если бюджет на текущий год отсутствует, сотрудники компании должны составить агрегированный прогноз основных параметров (продажи, затраты, оплаты, буквально несколько цифр по компании в целом) на последний месяц (месяцы) текущего года, на основании которых определяются значения основных статей начального баланса. При этом некоторые статьи могут планироваться исходя из операционных бюджетов на будущий год (например, остатки ТМС рассчитываются на основании планируемого объема продаж и потребления материалов). Баланс компании, рассматриваемой в примере, приведен в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: