Можно проследить две исторические основы теории психологического консультирования. Первая из них — бихевиораль-ный подход, где основное внимание уделяется переобучению и выработке более адаптивных реакций как способов решения жизненных проблем при существенном использовании поощрения, наказания и информации. Логика, информация и методы решения проблем — составляющие бихевиористского подхода. Рассмотрим такой пример: к специалисту обращается клиент, у которого возникли проблемы с сосредоточением внимания, что мешает ему в учебе. Консультант занимается рациональной диагностикой, чтобы определить, правильно ли клиент выбрал программу обучения, адекватны ли его учебные навыки, располагает ли он достаточными способностями для выполнения этой задачи и т. д. Клиенту предоставляется возможность улучшить свои рабочие навыки, получить больше информации, лучше оценить реалистичность своих целей, получить дополнительную консультацию по личностным проблемам. Таким образом создаются условия для его переобучения.
|
|
При другом подходе, основанном по большей части на принципах психоанализа, упор делается на эмоциональные, так называемые динамические, аспекты личности. Приверженцы динамического подхода, не пренебрегая рациональной стороной проблем, сосредоточиваются на попытках выявить относящиеся к проблемам чувства и понять подсознательную основу поведения. Так, благодаря устранению эмоциональных препятствий к научению и «снятию напряжения», клиент получает возможность подойти к решению своих проблем более рациональным образом. Например, если у клиента проблемы с сосредоточением внимания в учебе, и при этом он, по-видимому, негативно реагирует на стремление родителей заставить его ходить в школу, можно предположить, что он бессознательно сопротивляется родителям с помощью своей «неспособности» к учебе.
Нижеследующие варианты теории могут быть отнесены к одной или другой из этих исторических категорий. Сначала будут рассмотрены некоторые подходы динамического направления (как доминирующего), а затем — бихевиорального.
ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ