Спонтанность. На рис. 12 была представлена модель личности индивидуума, возросшей спонтанности которого соответствовало заметное ис­тончение ригидных защитных оболочек

На рис. 12 была представлена модель личности индивидуума, возросшей спонтанности которого соответствовало заметное ис­тончение ригидных защитных оболочек. Спонтанность можно понимать как полную противоположность защиты. Роджерс [248] описывает это качество как «возросшую открытость для пережи­ваемого опыта». Переживаемый опыт перестает быть для клиента угрожающим. Его образ самого себя лучше совместим с тем, ка­ким его видят другие; поэтому ему нет нужды защищать себя так напряженно, как до начала консультирования.

С помощью психологических инструментов выявляются та­кие объективные показатели, как спонтанность. Тесты Рорша-ха, например, показывают, как спонтанность проявляется по мере спада показателей сдерживающего контроля, на место ко­торого приходит гибкость.

В результате снижения защиты клиент начинает лучше вос­принимать реальность, определяемую другими людьми. У него снижается ригидность восприятия и уменьшается потребность искажать или сужать восприятие в сторону иллюзий. Вот что говорит Роджерс:

«Он понимает, что не все деревья зеленые, не все мужчины — суровые отцы, не все женщины его отвергают, не всякая неудача доказывает его никчемность и т. п. Он способен принимать в новой ситуации факты, как они есть, а не искажать их, подгоняя под сложившиеся у него стереотипы» [248, р. 16].

Со спонтанностью тесно связано такое понятие как «толе­рантность к неопределенности». Комфортно существующей лич­ности не мешают ценностные и фактические конфликты, так же как и неопределенные ситуации. Такой человек в состоянии сохранять свою уверенность в неких рабочих гипотезах, времен­но отсеивая противоречащие им свидетельства. У него нет ма­ниакального стремления добиваться определенности во всем.

Еще один родственный термин, используемый Роджерсом,— это «расставание с маской». Успешные консультации приводят к отказу отложного фасада, от маски, от играемой роли. Клиент становится ближе к своему истинному «Я». В терминологии Юнга, «личина» сокращается. Один из клиентов Роджерса вы­разился так: «Я на самом деле не был честно самим собой, и, вообще говоря, даже не знал, каково мое настоящее "Я"; я просто играл какую-то фальшивую роль» [248, р. 11]. Следует под­черкнуть, что клиент сохраняет часть своих защитных механиз­мов и ролей. Консультанты отнюдь не пытаются стандартизи­ровать индивидуумов путем проведения психологических кон­сультаций. Они стремятся ктому, чтобы клиент научился ценить свою неповторимую индивидуальность, не боясь того, что цена за обладание этими уникальными качествами окажется для него слишком высока. Тем не менее, для клиента небесполезно будет осознать, что во многих отношениях люди, в сущности, одина­ковы. Они таят в себе сходные надежды, чувства, мысли, хотя из-за различий в своих ролях и свойствах «личины» нередко ка­жутся совершенно разными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: