Потребности и характеристики клиента

Клиент приходит с насущной проблемой, такой как выбор супруги (супруга) или профессии, необходимость принятия ре­шения о разводе, стремление избавиться от тревожных ощу­щений. Подобные заявления клиента могут быть поняты кон­сультантом в качестве проблем, которые нужно решить в ходе консультирования, и/или симптоматических проявлений бо­лее глубоких личностных расстройств, которые необходимо сначала урегулировать, чтобы окончательно решить симпто­матическую проблему.

Психотерапевтическая курабельность клиента — другая сто­рона эффективного планировании психотерапии. Действитель­но ли клиент стремится получить помощь? Достаточно ли у него для этого мотивации и готовности? Принесетли ему пользу кон­сультирование или психотерапия в той манере, которую тера­певт в состоянии ему предложить? Предполагают ли его защит­ные реакции и структура характера возможность значительных личностных изменений? Психотерапевт должен осознавать, что не всякому клиенту можно помочь. Если ответ на большинство вопросов отрицательный, то можно считать, что клиент в на­стоящее время не готов к консультациям. Впрочем, консультант в состоянии оказать такому клиенту некоторую ограниченную

помощь, например, помочь ему обдумать вопросы, требующие незамедлительного решения.

Каким клиентам следует уделять максимум времени? Это зачастую определяется личными предпочтениями и социаль­ными ценностями консультанта.

На наш взгляд, главным критерием для принятия решения о том, с кем проводить консультирование или психотерапию, дол­жен быть ответ на вопрос — извлечет ли потенциальный клиент пользу из того, что может предложить ему консультант, и помо­гут ли ему консультации больше, чем какому-то другому инди­видууму? Иными словами, консультант должен спросить себя, многоли вы и грает клиент от той помощи, которуюон всостоя-нии предложить? В некоторых психологических службах исполь­зуются такие критерии, как максимум пользы для наибольшего количествалюдей, приоритет молодых клиентов перед старыми, легких дисфункций перед тяжелыми, а также приоритет тех клиентов, которые способны принести наибольшую пользу обществу.

Знание клиентом психологии и принципов консультирова­ния иногда является преимуществом, а иногда — нет. По наше­му мнению, некоторая искушенность клиента в психологии может ускорить процесс, если только эти знания не оказались слишком замысловато переплетены с интеллектуализированны-ми защитными механизмами клиента.

Диагностические показания относительно природы и серь­езности эмоциональных проблем тоже являются значимыми факторами. Эта тема освещается в одном из разделов данной главы, а также в главе 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: