Продолжительность психологического консультирования и психотерапии

Продолжительность консультирования обычно может быть определена на стадии планирования, тогда как необходимую длительность психотерапии прогнозировать труднее. Время, отводимое на каждого конкретного клиента, определяет уро­вень процесса и влияет на характер его целей. Та глубина про­цесса, которой готов достичь и придерживаться клиент, так­же является важным фактором при определении продолжи­тельности. Предполагается, однако, что для достижения большинства тех целей, которые были упомянуты выше, пси­хотерапия должна длиться много часов. Многие злободнев­ные задачи, такие как снятие тревожности, планирование профессиональной деятельности, решения, касающиеся про­должения образования или выбора спутника жизни, могут занять всего несколько часов; а достижение базового уровня инсайта, необходимого для того, чтобы клиент научился дей­ствовать более удовлетворительным для личности образом, может потребовать много часов.

Имеется довольно мало работ, посвященных теме зависимо­сти между продолжительностью психотерапии и ее результатив­ностью. В исследованиях Мортона по краткой психотерапии большое внимание уделялось интерпретации и принципам научения, концептуально основанным на теории социального науче­ния Роттера. Мортон пришел к следующему выводу:

«Мы можем предположить с чрезвычайно высокой долей уверенности, что краткая психотерапия, осуществляемая в рациональной манере, выдерживающая систематизированную, теоретически обоснованную направленность и использующая средства, соответствующие этой теории, сможет вызвать поразительные и устойчивые изменения у субъектов с серьезно нарушенной адаптацией» [212, р. 17].

Исследование Мортона весьма ограничено по своему мас­штабу, и его не следует переоценивать. Оно предполагает, одна­ко, что с помощью определенных средств можно сократить про­цесс и все-таки добиться некоторых устойчивых положитель­ных сдвигов.

В курсах экспериментальной психотерапии Мортона цели процесса были следующие: 1) тестирование пределов резистент-ности; 2) выявление характера защиты; 3) определение уровня инсайта, соответствующего проблемам; 4) определение нынеш­него уровня адекватности при решении проблем; 5) установле­ние характера возможных способов удовлетворения потребно­стей; 6) определение уровня и интенсивности интерпретаций, которые предстоит использовать; 7) установление осмысленной системы отсчета, в рамках которой клиент мог бы формировать свой подход к проблемам.

Вообще говоря, клиента следует удерживать на сеансах кон­сультирования лишь до тех пор, пока можно сказать, что он со­вершает заметный прогресс в направлении генеральных целей процесса и решения своих злободневных проблем. Этика пре­вращает данное положение в нравственный императив, особен­но в случае платных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: