Понятие амбивалентности и ее терапевтический смысл, по представлениям Бордина [40], является характеристикой стимулирующей ситуации, на которую люди реагируют по-разному и для которой не существует однозначной реакции. В различных аспектах консультационных взаимоотношений для клиента много неопределенного и амбивалентного. Обычно консультант на ранних стадиях проясняет свою роль и ситуацию в целом посредством процесса под названием «структурирование». Однако степень ясности или неопределенности остается достаточно глубоким аспектом взаимоотношений.
Неопределенность в отношениях позволяет клиенту проецировать свои чувства на неоднозначную консультационную ситуацию. Это достигается легко, так каклюдям свойственно трактовать неоднозначные стимулы в терминах своих индивидуальных проекций. Такой процесс проецирования своих чувств помогает клиенту осознать эти чувствам обратить на них серьезное внимание, а консультанту позволяет узнать о них и применить соответствующую консультационную технику.
|
|
Однако чрезмерная неопределенность может привести ктому, что у некоторых клиентов сильно повысится тревожность из-за неудачных попыток найти во взаимоотношениях хоть что-то безопасное и структурированное. Например, если консультант в начале процесса излишне снисходителен к клиенту и допускает слишком свободное погружение в чувства, это может довести последнего до панического состояния, а в некоторых случаях и толкнуть за психотическую грань.
Некоторая опасность для взаимоотношений появляется и тогда, когдаличность консультанта для клиента слишком однозначна или между ними устанавливается слишком близкое личное знакомство. Некоторая личностная неоднозначность необходима, чтобы клиент мог приписывать консультанту любую роль, какую захочет. Эта мысль подробней будет обсуждаться в разделе о переносе, а сейчас следует указать, что чем меньше клиент знает о собственных чувствах консультанта и его личной жизни, тем легче тому выполнять свою терапевтическую функцию.
Проблему социальной дистанции не следует путать с той эмоциональной дистанцией, которая обсуждалась вы ше в разделе о субъ-ективном и объективном. Если консультант вступит в слишком приятельские отношения с клиентом, то есть позволит узнать себя как вполне определенную, конкретную личность, он обнаружит, что в ситуации терапевтической беседы испытывает слишком сильное давление, вынуждение «играть самого себя». Тем самым терапевтическая беседа смещается в направлении светской болтовни за чашечкой кофе. С этим трудно справиться, скажем, в школьной обстановке, когда консультант нередко встречается со своими клиентами из числа учащихся не только в терапевтических ситуациях.
В обстановке клиники проблема социального общения с клиентом создает проблемы взаимоотношений. Поэтому большинство клиницистов считают неразумным общаться с клиентом на социальном уровне. Ожидания, связанные с социальными отношениями, имеют тенденцию резко отличаться от терапевтических и мешать хорошим консультационным взаимоотношениям.