Соотношение амбивалентности и однозначности

Понятие амбивалентности и ее терапевтический смысл, по представлениям Бордина [40], является характеристикой сти­мулирующей ситуации, на которую люди реагируют по-разно­му и для которой не существует однозначной реакции. В различ­ных аспектах консультационных взаимоотношений для клиен­та много неопределенного и амбивалентного. Обычно консультант на ранних стадиях проясняет свою роль и ситуацию в целом по­средством процесса под названием «структурирование». Однако степень ясности или неопределенности остается достаточно глу­боким аспектом взаимоотношений.

Неопределенность в отношениях позволяет клиенту проеци­ровать свои чувства на неоднозначную консультационную ситу­ацию. Это достигается легко, так каклюдям свойственно тракто­вать неоднозначные стимулы в терминах своих индивидуальных проекций. Такой процесс проецирования своих чувств помогает клиенту осознать эти чувствам обратить на них серьезное внима­ние, а консультанту позволяет узнать о них и применить соответ­ствующую консультационную технику.

Однако чрезмерная неопределенность может привести ктому, что у некоторых клиентов сильно повысится тревожность из-за неудачных попыток найти во взаимоотношениях хоть что-то безопасное и структурированное. Например, если консультант в начале процесса излишне снисходителен к клиенту и допус­кает слишком свободное погружение в чувства, это может довести последнего до панического состояния, а в некоторых случаях и толкнуть за психотическую грань.

Некоторая опасность для взаимоотношений появляется и тог­да, когдаличность консультанта для клиента слишком однознач­на или между ними устанавливается слишком близкое личное знакомство. Некоторая личностная неоднозначность необходи­ма, чтобы клиент мог приписывать консультанту любую роль, какую захочет. Эта мысль подробней будет обсуждаться в разделе о переносе, а сейчас следует указать, что чем меньше клиент знает о собственных чувствах консультанта и его личной жизни, тем легче тому выполнять свою терапевтическую функцию.

Проблему социальной дистанции не следует путать с той эмоци­ональной дистанцией, которая обсуждалась вы ше в разделе о субъ-ективном и объективном. Если консультант вступит в слишком приятельские отношения с клиентом, то есть позволит узнать себя как вполне определенную, конкретную личность, он обнаружит, что в ситуации терапевтической беседы испытывает слишком сильное давление, вынуждение «играть самого себя». Тем самым терапевтическая беседа смещается в направлении светской бол­товни за чашечкой кофе. С этим трудно справиться, скажем, в школьной обстановке, когда консультант нередко встречается со своими клиентами из числа учащихся не только в терапевтичес­ких ситуациях.

В обстановке клиники проблема социального общения с кли­ентом создает проблемы взаимоотношений. Поэтому большин­ство клиницистов считают неразумным общаться с клиентом на социальном уровне. Ожидания, связанные с социальными от­ношениями, имеют тенденцию резко отличаться от терапевти­ческих и мешать хорошим консультационным взаимоотноше­ниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: