Ответственность

Установление консультационных взаимоотношений с кли­ентом предполагает готовность консультанта принять на себя некоторую ответственность за результаты консультирования и даже готовность разделить с клиентом его неприятности. Кон­сультирование — дело весьма серьезное и требует серьезности намерений со стороны консультанта. Речь также идет о доле ответственности для клиента, которая должна быть отнюдь не малой, поскольку вопрос стоит именно о его проблемах и его по­ведении.

Консультанты расходятся в своих представлениях о той доле от­ветственности, которую должен взять на себя каждый из участни­ков. Мы полагаем, что на консультанта не ложится ответственность зато, чтобы устроить жизнь клиента или выбрать для него жизнен­ные цели. Тем не менее в силу установления взаимоотношений кон­сультанту отведена ответственная руководящая роль, согласно ко­торой он должен защищать клиента и возложить на себя определен­ные обязательства по поводу результатов в связи с тем влиянием, которое он, какличность, оказывает на взаимоотношения. Послед­нее обстоятельство особенно характерно для психотерапевтичес­ких взаимоотношений, когда клиент принимает такие критичес­кие решения в своей жизни, как разводиться ему или не разводить­ся, уйти л и из дому, совершить самоуби йство, смен ить место работы, бросить школу.

Дилемму клиента трудно свести к одной формуле. Пропор­ция в разделении ответственности зависит от таких факторов как возраст клиента, тип проблемы, институционная обстанов­ка, юридически определяемая доля ответственности и профес­сиональные ожидания. Некоторые консультанты регулируют вопрос ответственности, не рекомендуя клиенту принимать осо­бо важные решения, такие как развод, до окончания срока кон­сультаций. Такие консультанты указывают, что вскрываемые взаимоотношения являются материалом для изучения причин и последствий развода, что в дальнейшем позволит клиенту при­нять здравое решение и воплотить его в жизнь. Авторы полага­ют, что в большинстве случаев вопрос ответственности не мо­жет быть урегулирован так изящно. Описанная в следующей главе техника структурирования помогает как консультанту, так и клиенту прямо подойти к проблеме распределения индиви­дуальной и обоюдной ответственности.

На консультанта, работающего в условиях учреждения, ложит­ся дополнительная ответственность — сохранять лояльность по отношению к тому социальному институту, в который он входит. Взаимная ответственность учреждения и консультанта обуслов­лена чем-то вроде этического кодекса; однако она предполагает суровую реальность ответственности учреждения за обеспечение адекватных условий работы и, например, юридическую поддержку. Консультант несет перед своим учреждением ответственность за проведение принятой в нем административной политики. Хотя этот аспект ответственности не является характеристикой взаи­моотношений, он оказывается для них фактором прямого давле­ния.

Об ответственности консультанта в более широком социаль­ном смысле, ответственности перед обществом, речь пойдет позднее, при обсуждении вопросов этики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: