Руководство в процессе консультаций

Общие принципы

Термин «руководство» употребляется нами в двух значениях. Во время работы с клиентом имеет большое значение, во-пер­вых, насколько консультант опережает или не опережает мыш­ление клиента, а во-вторых, в какой степени консультант на­правляет мышление и «подталкивает» клиента принять сообра­жения консультанта [57]. Бюгенталь [46] пользуется термином «влияние» (impact), чтобы обозначить воздействие консультанта на клиента и на процесс беседы. Вопросы консультанта, напри­мер, будут иметь значительное влияние по сравнению с такими междометиями согласия, как «угу» или «да-да». Молчание будет иметь меньшее влияние, чем руководство.

Робинсон употребляет термин «руководство» в ином, но род­ственном смысле. Робинсон понимает руководство в консульти­ровании как средство при «совместной работе, подобно единой команде, когда высказывания консультанта становятся для кли­ента указаниями на следующую позицию, которую он теперь го­тов принять» [247, р. 66]. Кроме того, Робинсон сравнивает руко­водство с передачей паса на футбольном поле, так что траекто­рия принимающего пас игрока и траектория летящего мяча пересекаются в нужный момент. Все методы можно ранжировать в соответствии с мерой осуществляемого в них руководства, од­нако в данном разделе мы ограничимся обсуждением руководст­ва вообще, как технического метода в консультировании.

Ценность руководства заключается в том, что консультант располагает возможностью оставлять у себя или передавать кли­енту разную меру ответственности за ход консультационной беседы, а также стимулировать мышление клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: