Применение руководства

При использовании техники руководства рекомендуется ис­пользовать три основных принципа. Первый принцип — руко­водить только в такой степени, в какой клиент может это вос­принять при существующих у него в данный момент возможно­стях и достигнутом уровне понимания. Следует припоминать прошлое, чтобы перекинуть мост к пониманию новой идеи. Робинсон [247] прибегает к сравнению с лестницей, чтобы под­черкнуть, что консультант должен опережать клиента не более, чем на одну ступеньку, то есть оставаться достаточно близко к его потребностям и интересам. Слишком большое опережение клиента консультантом обычно вызывает сильное напряжение системы внешней защиты и порождает сопротивление. Сход­ным образом, пассивность консультанта может раздражать кли­ента, полагающего, что консультанту следовало бы взять на себя больше ответственности за ход консультаций.

Второй принцип — варьировать активность. Степень инициа­тивы консультанта меняется от темы к теме или в рамках обсуждения, так чтобы это соответствовало темпу и инициативности клиента.

Третий принцип — начинать консультационный процесс с ма­лым руководством. Например, начинать консультационный про­цесс с выстраивания взаимоотношений, причем руководство консультанта свести к минимуму, пока взаимоотношения пол­ностью не установятся. Затем усиливать руководство по мере надобности, предоставляя информацию и интерпретации, по­лезные для развития инсайта.

Недирективное руководство может применяться для того, что­бы помочь клиенту развить выбранные им темы обсуждения. Примеры вопросов: «Не могли бы вы это пояснить?», «Что вы имеете в виду?». Данный тип руководства применяется также в форме общих вопросов, побуждающих к исследованию, таких как: «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?», «Что еще мы могли бы вспомнить в этой связи?».

Директивное руководство, выделяющее желательные для кли­ента сферы обсуждения, сходно с исследовательскими метода­ми, рассмотренными в главе 5. Примерами директивного руко­водства служат такие высказывания: «Расскажите мне поболь­ше о вашем отце», «А что, если нам подробней обсудить принципы обучения?», «Что это, по-вашему, означает?». Обращенные к кли­енту вопросы, риторические или смысловые, являются средством перенесения ответственности на клиента. И наоборот, если кли­ент задает консультанту множество вопросов, это может указы­вать на нечто большее, нежели желание получить информацию или услышать интерпретацию, это может означать, что так кли­ент выражает свою потребность переложить ответственность на консультанта.

Технические методы интерпретации, рассматриваемые в гла­ве 8, характеризуются различной степенью активности консуль­танта. Реализуется принцип Робинсона [247], предусматриваю­щий достаточное опережение клиента, чтобы стимулировать его психотерапевтическое развитие. В данную главу, однако, кон­цепция руководства введена, чтобы подчеркнуть, что руковод­ство в какой-то мере всегда присутствует в применяемых кон­сультантом технических методах выстраивания взаимоотноше­ний. Даже молчание является таким методом руководства, поскольку отсутствие вербальной реакции со стороны консуль­танта заставляет клиента приходить к неким выводам о значении материала, который он только что изложил. Итак, консуль­тант, манипулируя паузами, зачастую влияет на ход беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: