Недостатки и предостережения

Данный раздел не предназначен для того, чтобы напугать по­следствиями применения методов подбадривания. Тем не менее, перечисляются их недостатки стем, чтобы довести до сведения тот факт, что подбадривание во многих отношениях является оружием обоюдоострым. Оно может оказаться как весьма полезным — при правильном его применении в упомянутых ситуациях, так и про­сто вредным — в случае неразборчивого его применения.

Подбадривание —это метод, становящийся крайне уязвимым в случае просчета. Прибегнуть к подбадриванию так легко, что у консультанта появляется соблазн стать слишком щедрым на обещания. В повседневных взаимоотношениях людей оно настолько распространено, что можно признать — подбадрива­нием очень часто злоупотребляют и в консультировании. Во многих случаях это злоупотребление состоит в лицемерном за­малчивании истинной серьезности ситуации. Тем самым затра­гиваются не только методологические проблемы, но и вопросы этики.

Подбадривание примитивно используется при подходе в сти­ле «все утрясется». Установка «Не волнуйтесь, все будет хорошо» и старые банальности типа «У каждой тучи есть серебряная из­нанка» в конечном счете только расстраивают клиента.

Чрезвычайно обеспокоенными людьми подбадривание мо­жет быть воспринято как фальшивое, неискреннее сочувствие. Подбадривание служит в лучшем случае лишь временным под­спорьем, и консультант, коль скоро прибегает к нему, должен смириться с общим замедлением процесса. Существует и тот очевидный недостаток, что весь процесс может быть поставлен под угрозу, когда развитие событий не оправдывает оптимисти­ческих прогнозов консультанта.

Подбадривание имеет еще тот изъян, что между клиентом и консультантом устанавливаются отношения зависимости. Периодическая потребность в подбадривании — это своего рода компенсация, вместо удовлетворения настоящими достижени­ями. Реакции, которые подкреплялись за счет подбадривания, имеют тенденцию становиться научением, и клиент тогда испы­тывает сильную потребность получать подбадривание от этого конкретного человека. Некоторые клиенты используют подбад­ривание как предлог для того, чтобы не изменять свое поведе­ние.

Если клиент истолковывает подбадривание как согласие, он может ограничить для себя круг возможностей, в том смысле, что будет испытывать чувство вины при изменении в своем по­ведении или экспериментах с новыми подходами к своей про­блеме. Иными словами, он может ощутить себя в ловушке сво­их нынешних усилий и может сделать вывод, что не способен найти никакого решения своих проблем.

Ранее говорилось, что подбадривание наиболее ценно для поддержки тревожных, расстроенных клиентов. Серьезное зло­употребление подбадриванием произойдет, если применить его к клиенту, который уже стал чрезмерно агрессивным или само­уверенным. Такой тип клиентов нуждается в противодействии своему, нередко бесчувственному, ригидному, эгоистическому поведению, а не в поддержке его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: